СУЩНОСТЬ ТЕХНИКИ

Мельниченко А.Г.


| Библиотека |

Источник: Доклад на внутреннюю конференцию по курсу: "Философия науки и техники. Болонский процесс", 18 мая 2011 г., ДонНТУ, Донецк.



      Вопрос о сущности техники находит свое отражение в науке, именуемой “философией техники”. Рождение философии техники связывают с появлением книги И. Бералюна «Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур» (1777 г.). Эта наука связана со стремлением понять феномен техники, обосновать ее существование. Некоторые предшественники современного философского анализа техники предполагали, что техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата (Э. Капп). Техника при этом возникает на базе «органопроекции», путем выделения ее из развития самой природы. Машина является ни чем иным, как проекцией органов человека на природный материал. В ходе эволюции живой природы, по мнению Каппа, возник новый феномен, истоки которого в «природной душе», то есть в целостности живого организма, управляющего материальным телом.
      Социальная техника является результатом разрешения противоречий между органами тела и их функциями, проекцией анатомических и физических особенностей органов человека. Подобная проекция призвана детерминировать становление сознания, которое продолжает «природную душу». Согласно этой натуралистической точке зрения, человек является естественным существом среди других животных, но у которого нет определенных инстинктов и специализированных органов. Потому он производит технические артефакты, чтобы освободить себя от давления со стороны сил природы. По Гелену, техника тем самым имела инстинктивные, бессознательные и жизненные детерминанты.
      Такой натуралистический подход заостряет внимание именно на нерациональных детерминантах технических действий, но не объясняет динамику современной техники. Ведь на самом же деле техника возникает не в результате инстинктивной реакции на внешнее давление со стороны природы, а как самопринуждение, как культурно обусловленная необходимость.
      Приблизиться к пониманию техники удалось немецкому философу Хайдеггеру (онтологический взгляд). В его статьях техника рассматривается как средство для достижения целей. В то же время техника являет собой человеческую деятельность. Техника у Хайдеггера — важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Техника позволяет выявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном, неискаженном лике. Через сущность техники человек говорит с бытием, слышит его зов. Однако техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого существования. Человек преображает вещи, переводя их из состояния «наличности» в состояние «сподручности». Техника вырастает из природного материала, но она входит в экзистенциальную структуру бытия человека, который обладает способностью объектировать свои замыслы. Основной вопрос философии Хайдеггера — «что такое бытие?», ведь спрашивать о бытии — значит просветлять вопрошаемое сущее. Техника есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Хайдеггер преподносит ее, как некую первооснову, человеческое начало. Он доказал, что техника не просто конструирует «технический мир», в котором она победоносна и универсальна. Диктату техники подчинено едва ли не все пространство бытия. Таким образом, Хайдеггер показал, что последствия вторжения техники многообразны и в перспективе даже труднопредсказуемы. Технологическая предопределенность содержит в себе некую непредсказуемую заданность мышления, поведения, сознания, потому едва ли не фатальна для человека.
      Вместе с тем, в широком мировоззренческом подходе к технике у Хайдеггера обнаруживается и «позитивная» тенденция. Техника оказывается у него не просто средством достижения конкретной цели, инструментом прагматических заданий. Она представляет универсальную ценность вселенского масштаба. Техника, может быть сопоставлена разве что со значением истины. Сферу открытости Хайдеггер оценивает, как греческую «алетейю», то есть истину, этимологически трактуя ее как «несокрытность». «Техника — вид раскрытия потаенности, — говорит Хайдеггер, — в существе техники нам откроется совсем другая область. Это — область выведения из потаенности, осуществления истины. Техника — вид раскрытия потаенности. Сущность техники расположена в области, где имеют место открытие и его непотаенность, где сбывается истина». И далее: «Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование — виды выведения из потаенности. Это выведение, однако, не просто идет своим ходом. Оно и не растекается в неопределенности. Техническое раскрытие потаенного раскрывает перед самим собой свои собственные сложно переплетенные процессы тем, что управляет ими. Управление со своей стороны стремится всесторонне обеспечить само себя. Управление и обеспечение делаются даже главными чертами производящего раскрытия».
      Главная опасность по Хайдеггеру не в технике, не в «технизации жизни». Существует опасность непонимания ее сущности, потому важнейшей задачей является дать технике «внетехническое» обоснование, определить ее истинную перспективу в истории человеческой культуры. Значит, существенное в технике не делание, а обнаружение. По мнению Хайдеггера, техника уходит корнями вглубь, в сферу истины. Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических аппаратов. «Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе. Господство техники грозит той опасностью, что человек окажется уже не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаенного и услышать голос более ранней истины».
      Попытки К. Ясперса близки Хайдеггеру. Ясперс видит технику как новый фактор мировой истории. Техника знаменовала собой резкое усиление социальной динамики. Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» утверждает, что техническая цивилизация уже по своему объему, многообразию занимает особое место в истории познания; техника преобразует все, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики.
      Жак Эллюль, в свою очередь, рассматривает технику как особый феномен, не просто машинные механизмы. Эллюль определяет технику как всю совокупность методов, которые рационально обработаны и имеют абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности. Французский исследователь пытается выявить связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, современным знанием. Техника есть социальное явление, порожденное машиной. Машина не является сущностью техники, ибо последняя представляет собой качественно новую ценность.
      Следующая точка зрения на сущность техники представлена антропологическим подходом, идущим от Х. Ортега–и–Гассета. Согласно этому подходу, « человек есть существо, чье бытие не в том, что уже есть, а в том, чего еще нет». Отсюда смысл техники усматривается за ее пределами, а именно в использовании человеком его « субъективных, высвобождающихся благодаря этой самой технике, сил». Следуя в этом русле, современный немецкий философ В. Хесле настаивает: « Человек присуще целиком сверхприродная способность отрицать не только свой мир, но и самого себя». Техника — это изощренная форма такого отрицания. Данный тезис демонстрируется тем положением, в соответствии с которым человеку присуще особое, эксцентрическое положение в структуре бытия.
      Таким образом, онтологическое и антропологическое понимание сущности техники являются метатехническими, в то время как гносеологическая трактовка вытекает из внутреннего, присущего ей самой содержания.