РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЯ ОПАСНОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АВТОТРАНСПОРТА

Захарова Д.В.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Інформатика та комп'ютерні технології — 2007 / Матеріали III науково-технічної конференції молодих учених та студентів. — Донецьк, ДонНТУ — 2007, с. 77-78.


В работе предложен новый показатель опасности отдельных видов автотранспорта, с помощью которого можно оценить степень опасности легкового и грузового транспорта. Проведен расчет и сравнительный анализ выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта на двух центральных улицах города Донецка. Приведены первоочередные меры для уменьшения выбросов от автотранспорта в городе Донецке.
Город Донецк является крупным промышленным центром с предприятиями черной и цветной, металлургии, коксохимическими заводами, который находиться под влиянием выбросов крупных ТЭС, расположенных за чертой города. Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят выбросы автотранспорта. Цель работы — анализ влияния автотранспорта на окружающую среду города Донецка и разработка показателя опасности для различных видов автотранспорта. Актуальность работы состоит в том, что в данный момент в городе Донецке происходит постоянный рост выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. Вклад выбросов автотранспорта в 2008 году составил почти 41 % от общего количества выбросов загрязняющих веществ по городу. В работе впервые предложено ввести показатель опасности автотранспорта, по которому можно определить, какой вид автотранспорта оказывает наиболее негативное влияние на окружающую природную среду. Для расчета показателя опасности предлагается следующая формула:

ПО = (qi/ПДКi)бi


где ПО — показатель опасности;
q — усредненный удельный выброс данного загрязняющего вещества по разным группам автотранспорта, кг/т или г/с;
ПДК — предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3;
бi — безразмерная константа, которая позволяет привести степень загрязнения i-того вещества к степени загрязнения диоксидом серы.

В таблице 2 приведены расчеты показателя опасности для разных групп автотранспорта с учетом удельных выбросов загрязняющих веществ в кг/т топлива. Удельные выбросы были взяты в соответствии [1, 2].

Таблица 1 — Данные расчета показателя опасности разных видов автотранспорта на основе усредненных удельных выбросов загрязняющих веществ автомобилями во время городских перевозок, кг/т топлива

Анализируя данные таблицы, можно прийти к выводу, что наиболее опасным для окружающей среды является автотранспорт, работающий на дизельном топливе. В наше время, в основном двигатели на дизельном топливе, имеют грузовые машины и пассажирские автобусы. Именно они представляют наибольшую угрозу окружающей среде и человеку. На втором месте по показателю опасности находятся легковые автомашины, работающие на бензине. Выводы Бондаренко Е.В. и Дворникова Г.П. [3], которые использовали иные подходы к оценке экологичности транспорта, подтвердили правильность полученных нами данных с помощью показателя опасности ПО. В работе проведен подсчет единиц автотранспорта на двух центральных улицах города Донецка: улице Артема, которая имеет двустороннее движение с запретом движения по ней грузового автотранспорта и улице Челюскинцев, имеющей одностороннее движение без ограничений движения транспорта. На рисунках 1 и 2 представлены данные по качественному и количественному составу транспортных потоков на этих улицах в весенне-летний период.



Рисунок 1 – Качественная характеристика транспортного потока по ул. Артема




Рисунок 2 — Качественная характеристика транспортного потока по ул. Челюскинцев

На основании данных наблюдения за автотранспортными потоками на двух центальных улицах города при помощи методики Государственного комитета статистики Украины [2] были рассчитаны удельные выбросы загрязняющих веществ на единицу автотранспорта. По ул. Артема этот показатель составил 0,24•10-3 г/(с•машину), по ул. Челюскинцев этот показатель имел значение 0,39•10-3 г/(с•машину). Полученные результаты указывают на то, что на ул. Челюскинцев на единицу транспортного средства выбрасывается загрязняющих веществ в среднем в 1,6 раза больше, чем по ул. Артема. Такое увеличение удельного выброса загрязняющих веществ на ул. Челюскинцев объясняется наличием в транспортных потоках грузовиков и пассажирских автобусов, работающих на дизельном топливе. Скопление большого количества автотранспортных средств в центральной части Донецка, а особенно все чаще возникающие на дорогах «пробки», очень негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровье населения. Для уменьшения негативного влияния автотранспорта на атмосферный воздух и здоровья населения городское руководство должно принять меры по переориентации транспортных потоков, строительству новых дороги и ограничению въезда грузового автотранспорта и транзитных пассажирских автобусов в центральную часть города. Кроме этого, главным должно стать внедрение норм стандартов ЕВРО. Среди мероприятий, которые необходимо будет провести в связи с переходом на нормы ЕВРО, можно выделить такие основные, как установка каталитических нейтрализаторов, повышение качества топлива, обновление парка общественного и промышленного транспорта. Учитывая, что большая доля автотранспорта находится в частной собственности, то при внедрении мероприятий соответственно стандартов ЕВРО, необходимо будет учитывать социальный аспект. Более низкий уровень жизни украинцев по сравнению с жителями Европы, не позволит многим из жителей Донецка выделить необходимые средства на доведение своих автомашин до стандартов ЕВРО.

Литература
  1. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух: ОАО «НИИАТ».—2006,75с

  2. Методика розрахунку викидів забруднюючих речовин у повітря автотранспортом, який використовується суб'єктами господарської діяльності та іншими юридичними особами всіх форм власності. Держкомітет статистики України. — 2004, 7 с.

  3. Бондаренко Е.В., Дворников Г.П. Б-81 Дорожно–транспортная экология: Учебное пособие./ под. Ред. А.А.Цыцуры. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.–113 с.