Оценка внедрения европейских норм для автотранспорта, на примере центральной части Ворошиловского района г. Донецка

Захарова Д.В.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Інформатика та комп'ютерні технології — 2007 / Матеріали III науково-технічної конференції молодих учених та студентів. — Донецьк, ДонНТУ — 2007, с. 77-78.


По данным статистической отчетности 2-тп(воздух) за последнее десятилетие в городе Донецке наблюдается тенденция роста вклада автотранспорта в общую мощность выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города. Так, если в 1999 году вклад автотранспорта составлял 11 % от общего количества выбросов загрязняющих веществ, то в 2008 году эта доля уже составляла 41 %. Всего за период с 1999 по 2008 года увеличение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта произошло на 34,8 тыс. т. Целью данной работы является анализ возможного внедрения норм Евро стандартов для автомобилей, и оценка реального внедрения таких стандартов на примере центральной части г. Донецка, а конкретнее участок «Студенческого городка». Анализ видового разнообразия автотранспорта в г. Донецке показал, что значительную долю всего автопарка занимают легковые автомобили — 85 %, следующие по количеству находятся грузовые транспортные средства — 12 % и пассажирские автобусы — 3 %. Такая зависимость хорошо прослеживается на примере Ворошиловского района — участок ограничивается проспектом Б. Хмельницкого, ул. Артема, пр. Ватутина и ул. Челюскинцев. В соответствии с методикой утвержденной государственным комитетом статистики Украины, был проведен анализ транспортных потоков в часы пик на приведенных выше улицах. Результаты наблюдений приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика транспортного потока вокруг «Студенческого городка», ед. авто за 1 час.

Анализ транспортного потока показывает, что большую часть его в центральной части города занимает легковой автотранспорт (практически 90 %), что связано с частичным ограничением проезда грузового автотранспорта, и оборудованием большой сети объездных дорог для него. Для уменьшения негативного влияния автотранспорта на атмосферный воздух и здоровье населения главным должно стать внедрение норм стандартов Евро. Возможные изменения при внедрении норм, на примере Ворошиловского района, можно оценить при помощи комплексного показателя — категория опасности автомобиля (КОА) по Бондаренко Е.В. и Дворникову Г.П., который интегрирует в себе одновременно количество выбросов всех примесей, содержащихся в отработанных газах, а также их класс опасности и токсичность. В данной работе были проведены расчеты показателя экологичности для всего автомобильного потока рассматриваемого участка. При расчете показателя экологичности учитывались следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, углеводороды, оксиды углерода в пересчете на NO2, твердые частицы в пересчете на углерод (PM), диоксид серы, метан, неметановые углеводороды (NMVOC) и аммиак. Результаты анализа коэффициента опасности представлены в виде рисунка 1.



Рисунок 1 — Сравнительная оценка коэффициента опасности автотранспортных потоков центральной части города

Анализ графика показывает, что с внедрением норм Евро для автотранспорта на территории Украины, и для г. Донецка в частности, значительно снизится опасность автотранспорта для окружающей среды. Реальное внедрение норм Евро-3 на территории города Донецка позволит уменьшить опасность легкового автотранспорта в 4,5 раз, а грузового — почти в 2 раза, что в свою очередь приведет к уменьшению выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.