Библиотека

"The strategic approaches to management of water resources of the republic of Armenia"

Авторы: Markosyan A.KH., Martirosyan G.H.. Tokmajyan H.V., Nazaryan G.H., Mkrtumyan M.M., Matevosyan E.N.

Перевод: Заика А.И.

Статья

В последние годы проблемы, связанные с чрезмерным потреблением водных ресурсов, их загрязнением, охраной, совместным использованием, борьбой с засухами, наводнениями находятся в центре внимания правительств всех стран мира. В то же время нормы международного права, существующие в сфере регулирования проблем водного хозяйства, остаются неэффективными и невыполнимыми. В этих случаях каждое государство стремится по возможности более эффективно осуществлять управление и контроль за восполнимыми водными ресурсами и сохранять национальные запасы воды.
Наряду с необходимостью учета социальной, экономической и природоохранной ценности водных ресурсов в сфере управления ими появляются также политико-правовые аспекты, которые должны быть положены в основу реформ водной сферы. Ясно, что реформы должны начаться с правового поля.
В РА начало институциональным реформам в сфере водных ресурсов положило принятие 9 февраля 2001г. правительством решения №92 «О реформах системы управления водного хозяйства». Этим документом утверждена концепция реформ систему управления запасами воды и водным хозяйством, где приведены многочисленные положения, направленные на регулирование сферы, и перечислены задачи, которые должны быть реализованы. Концепция предусматривала планирование и систематизацию деятельности различных органов в системе водных отношений.
Из за отсутствия учета запасов воды и водоснабжения, неуравновешенной и не обеспечивающей рентабельности тарифной политики, повышения тарифа на электроэнергию, которая является основной составляющей себестоимости воды, отсутствия механизма взимания платежей за воду, отсутствие восприятия широкими массами воды как особой товарной стоимости, сверхвысокого уровня утечки и неэффективной эксплуатации системы водоснабжения и канализации водное хозяйство РА оказалось в кризисном положении.
Именно необходимость устранения указанных изъянов и проведения в сфере водных отношений единой политики явилась причиной создания в РА Государственного комитета водного хозяйства при правительстве РА. До принятия Водного кодекса РА (2002г.), в Армении существующая ситуация отличалась от принципов управления водными ресурсами, принятых в ведущих странах мира. В частности, водные бассейны не были единицами управления и мониторинга водных ресурсов, не была создана структура, которая бы отвечала за разработку и реализацию политики управления бассейнами водных ресурсов, органы местного самоуправления, водопользователи и общество не участвовали в принятии решений в этой сфере.
Существующие платежи за природопользование и загрязнение очень низкие, и только значительная их часть взимается, а принцип «Вода платит за воду» не реализовывается, поскольку только часть этих платежей направлялись на программы по решению проблем отрасли (во время бюджетного процесса и законах о бюджете источники сбора средств не принимались во внимание). Не разработана методика определения платежей за природопользование и экологических платежей, в частности, не применяется система платежей, имеющих характер поощрений или штрафов.
Водный кодекс, который, по сути, определяет стратегические направления управления водными ресурсами РА, содержит четко разработанные механизмы обеспечения перечисленных принципов. Во время его разработки были подняты проблемы, существующие в водной сфере, и предложены правовые способы их решения. Думаем, этот документ хотя бы в последующие 15-20 лет обеспечит благополучное течение реформ водных отношений: сопровождая его удовлетворением растущих потребностей в количестве и качестве воды, лучшими методами регулирования в деле охраны водных ресурсов и использованием механизмов регулирования.
По оценкам многочисленных специалистов водный кодекс РА соответствует лучшим примерам, принятым и используемым в международной практике, и может играть роль модели (примера) в регионе и для бывших республик Советского Союза, которые до сих пор не модернизировали законодательное поле, касающееся управления водными ресурсами. Во время разработки кодекса большое внимание уделялось соблюдению норм международных договоров, тем более что Армения является одной из сторон нескольких из них или собирается ратифицировать их.
Одним из первых в кодексе были определены основные принципы использования и охраны водных ресурсов, сфера водных отношений, целей реформу в этой сфере. Как таковые были обозначены: сохранение водных запасов РА, удовлетворение потребностей граждан и хозяйства посредством эффективного управления используемыми водными ресурсами, обеспечение экологической стабильности окружающей среды.
Основные принципы управления, использования и охраны водных ресурсов и водных систем заключаются в удовлетворении основных биологических потребностей настоящего и последующих поколений, сохранении и увеличении объема национального запаса воды, охране водных и пограничных с ними экосистем и их биоразновидностей, в поощрении эффективного использования водных ресурсов на благо общества, в признании необходимости участия общества в процессе управления водными ресурсами и его информации.

© 2011, ДонНТУ, магистр ДонНТУ Заика Анна Ивановна