Харыбин ДА Слова Иисуса Христа

Слова Иисуса Христа

Харыбин Д. А.
Донецкий национальный технический университет


Введение

Мы живем в христианской стране. Украина вот уже 11 веков приняла христианство. На территории нашей страны тысячи сооружений с позолоченными куполами и крестами, устремляющимися в небо…
Но что же нам на самом деле известно об основателе, именем Которого и была названа наиболее распространенная религия в мире. Речь идет об Иисусе Христе. Не знаю, следует ли говорить об актуальности этой темы, так как вопрос взаимоотношений со Христом для каждого является сугубо личным. Единственное, что можно сказать – Иисус Христос – личность очень незаурядная, и мы, живя в христианской стране, должны и обязаны быть ближе знакомы с Ним.
И по сей день Иисус Христос остается одной из самых таинственных и необъяснимых личностей мировой истории. Феномен его по-прежнему не раскрыт и не объяснен, хотя о нем написаны горы книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было. Очень трудно найти другую такую фигуру, которую можно было бы поставить рядом с Иисусом по известности, которая бы привлекала к себе массовое внимание на протяжении многих веков.
Подсчитано, например, что в последнем издании Британской энциклопедии Иисусу Христу посвящено 20 000 слов, больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому или Наполеону. Образ Иисуса занимал и продолжает занимать в западной литературе такое же место, какое до недавнего времени в советской литературе занимал образ Ленина.

1. История

Проблема исторического Иисуса — это, прежде всего, проблема источников наших знаний о нем. В зависимости от положения дел в этой сфере меняется взгляд на основателя христианства как на историческую фигуру. Еще недавно так называемая «мифологическая школа» рассматривала Иисуса Христа как религиозный вымысел именно на том основании, что имеющиеся источники находятся далеко не в удовлетворительном состоянии. Жесткая атака «мифологистов» подвигла исследователей и всю библейскую критику в целом к более тщательному изучению новозаветных текстов. За последнее столетие немало сделано для того, чтобы определить время и обстоятельства возникновения Евангелий, а также проследить за развитием христианских преданий об Иисусе Христе. Исследователи продолжают выяснять, насколько полно и точно эти предания отражают реальные события. Но вопросов здесь по-прежнему остается больше, нежели ответов.
Но не будем углубляться в апологетику и рассмотрим всеми известные факты жизни Иисуса Христа, опираясь на тексты Священных Писаний.
Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском, в городе, в котором родился царь Давид – прародитель Иисуса.
О дате Его рождения говорить смысла нет, так как все прекрасно понимают, что Он родился в первом году. В это время в Израиле царствовал Ирод, из-за которого Мария и Иосиф, родители Иисуса, вынуждены были бежать в Египет вместе со своим младенцем, так как Ирод хотел убить Его, зная, что родился Царь. В Египте они пробыли до смерти Ирода, а после вернулись в Израиль.
Детство и юность Христа проходили в земле Галилейской в город Назарете. Работал вместе со своим отцом – обрабатывал дерево, т. е. был плотником.
Свое служение Иисус начал, когда ему исполнилось 30 лет, принявши Святое Водное Крещение от Иоанна и получив Крещение Святым Духом от Своего Небесного Отца.
Дальнейшие 3 года стили самым выдающимся временем для нашей «грешной» земли. Ведь среди обычных смертных находился Бог. И, по словам очевидцев этого времени, столь много дел было совершено Иисусом и столь много слов сказано, «…но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21:25).
В 33-м году Он был казнен руками римских воинов, но по приговору израильских первосвященников.

2. Слова Иисуса Христа

Ну, а теперь давайте ближе к теме! Почему я выбрал эту Личность? Потому что эта Личность жива вот уже на протяжении 2 тысячи лет. На основе Его слов слаживают проповеди десятки тысяч проповедников, основаны миллионы дискуссий, миллиарды людей поклоняются Ему, как Богу, а некоторые «из кожи вон лезут», чтобы опровергнуть Его Божественную природу. Но люди помнят о нем, потому что Он был! и помимо всех Его остальных качеств, Иисус был выдающимся оратором, что как раз и походит к нашей с вами теме.

2.1. Способность учить

В словах Христа всегда звучало то, чего не могли озвучить проповедники. В отзывах об учении Иисуса говориться так: «И все дивились Его учению, ибо Он говорил как власть имеющий, а не как книжники». То есть в Его словах звучала сила, сила над словами, которые Он говорил. И Он мог с легкостью доказать делом то, о чем говорил.
Еще одним фактом, отличающим Его от других учителей того же времени есть то, что Он никогда не возвышался над своими слушателями, но говорил всегда очень кротко и с любовью. Общение с Ним было настолько просто и дружелюбно, что рядом с ним было постоянно много детей, которые приходили пообщаться с Иисусом и «напитаться» Его любовью (а ведь детей, как известно, в таком случае не проведешь).

2.2. Умение говорить притчами

Самой характерной чертой Его учения было умение говорить притчами. Это очень эффективный подход, ведь человек не просто принимал это, как правило, или закон, или заповедь, а мог размышлять над этим. Притча образом закрадывалась в сознание человека и могла находить применение в самых различных жизненных обстоятельствах. Вот, например, одна из ситуаций, когда Христа хотели уловить в Его ответе, задав такой вопрос, и Он привел притчу. Его спросили:
– Какая наибольшая заповедь?
– Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею крепостью твоею и ближнего своего, как самого себя.
Тогда был встречный вопрос:
– А кто мой ближний?
Тогда Иисус рассказал притчу о добром самарянине (Лук.10:30-37):

30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Смотрите, насколько этот ответ глубже стандартного ответа и сколько мыслей возникает вокруг этой притчи…

2.3. Умение задавать вопросы

Насколько иногда важно в дискуссии выслушать человека, а потом задать вопрос, который бы помог ему самому достичь правильного ответа. Ведь для человека очень важно для самого себя решить, а не чтобы это было решение постороннего. Например такой случай, произошедший с Иисусом (Иоан.8:3-11):

3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5. а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

3. Отдельные фразы Иисуса

Евангелие очень глубоко проникло в нашу жизнь. Библейские понятия и цитаты растворились в быте. Достаточно того, что современное летоисчисление ведется от Рождества Христова, а этимология седьмого дня недели, воскресения, уводит нас к известным новозаветным событиям. Часто мы слышим от учителей и преподавателей «знать как "Отче наш"». При этом подразумевается, что знать нужно очень хорошо, практически наизусть. И хотя в современном обществе немногие могут похвастаться заученным текстом этой молитвы, выражение, пришедшее еще из дореволюционных времен, используется повсеместно.
Это далеко не единственные примеры. Гораздо чаще люди, сами того не зная, цитируют слова Иисуса, записанные в четырех канонических Евангелиях. Однако при этом их смысл бывает настолько искажен, что они принимают значение обратное первоначальному, либо же употребляются в абсолютно неуместных ситуациях.
Давайте попробуем это исправить.
Все мы знаем выражение «не хлебом единым жив человек». Обычно оно используется, чтобы подчеркнуть духовное наполнение совершаемого нами действия, например, похода в театр. Однако бывает и так, что эти слова приводятся в дословном значении, например, когда на обеденном столе кроме хлеба есть еще и мясо. Само по себе это выражение не может существовать без своего оригинального продолжения: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матфея 4:4) Только так становится понятно, что же на самом деле имел в виду Иисус.
Не раз мы слышали «Кто придет к нам с мечом – от меча погибнет». Корнями это выражение уходит в текст Нового Завета, однако немного перефразированное, оно приобрело кровожадный смысл, который вовсе в него не закладывался. В Библии мы можем прочитать следующее: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Матф.26:52) «Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитому мечом». (Откр.13:10) Иисус говорит нам о том, что насилие порождает только насилие.
Характеристика «не от мира сего» применимая к человеку имеет негативную окраску, подразумевается, что у этого человека не все в порядке с головой. Новозаветнее выражение приобрело несвойственный ему смысл. Утверждая, что «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18-36), Иисус имеет в виду лишь то, что Он является не земным царем, но небесным.

Литература

  1. БИБЛИЯ, тексты священного писания ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА, канонические в русском переводе