Никеенко Д.А. Секрет хорошего выступления

Секрет хорошего выступления

Никеенко Д.А. (ДонНТУ, г. Донецк, Украина)
Донецкий национальный технический университет


Источник :    Материалы выступления на практическом занятии по курсу "Психология общения и ораторское искусство", 14 марта 2011 г., Донецк.


   В каждом выступлении есть нечто, помимо слов, - и это нечто имеет значение. Это отпечаток индивидуальности. "Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите".

   О том, каким должно быть выступление, написано очень много вздора и пустой болтовни. Его оплели всякого рода правилами и ритуалами и придали ему нечто таинственное. Старомодная "элоквенция" (красноречие), этот кошмар, поношение божеского и человеческого, часто придавала ему нелепый вид. Деловые люди, отправляясь в библиотеку или книжный магазин, находят там книги об "ораторском искусстве", которые оказываются совершенно бесполезными.

   В соответствии с духом времени, речь стала простой и ясной, как телеграмма. Современная аудитория не будет терпеть словесных фейерверков, бывших когда-то в моде.Современная аудитория - будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом - хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком

   В такой же манере, но не с такой же силой, иначе его просто не расслышат. Чтобы казаться естественным, он должен, выступая перед сорока слушателями, затрачивать гораздо больше энергии, чем говоря с одним человеком. Точно так же, как статуя, находящаяся на крыше здания, должна быть огромных размеров, чтобы наблюдатель, находящийся на земле, воспринимал ее как фигуру обычной величины.

Используете ли вы эти правила, выступая публично?

   Некоторые приемы, придающие выступлению естественность, чтобы они стали для вас более ясными, более живыми. Я сомневался в том, нужно ли делать это, но почти наверняка кто-нибудь скажет: "Ах, вот оно что!.. Надо только заставить себя сделать так, и все будет в порядке". Нет, это не так. Если вы ЗАСТАВИТЕ себя, ваша речь будет деревянной и механической. Еще вчера вы применяли большую часть этих правил в беседах с друзьями, делая это так же бессознательно, как вы переваривали свой обед. Вот так и надо применять их. Другого способа нет. И в публичных выступлениях это придет к вам, как было уже сказано, только в процессе практики.

   1.   Во-первых, акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.

   2.   Во-вторых, меняйте тон голоса.

   Тон вашего голоса во время разговора меняется - то повышаясь, то понижаясь, то снова повышаясь, он постоянно колеблется, как поверхность моря. Эффект получается хороший, и это естественно. Нам никогда не приходилось этому учиться - это пришло к нам еще в детстве помимо нашей воли, само собой. Но если мы выйдем говорить перед аудиторией, весьма может случиться, что наш голос станет скучным, плоским и однообразным.

   3.   В третьих, меняйте темп речи.

   Когда говорит маленький ребенок или когда мы ведем обычные беседы, темп речи постоянно меняется. Это приятно. Это естественно. Это происходит бессознательно. Это придает выразительность. В сущности, это один из лучших способов выделить какую-либо мысль.

   4.   В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей.

   "Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить". Никогда молчание не становится в такой мере золотом, как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное орудие, слишком важное, чтобы пренебрегать им, а между тем начинающие ораторы не пользуются им.

Выводы:

   1.   В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, ЧТО вы говорите, сколько в том, КАК вы это говорите.

   2.   Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.

   3.   Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

   4.    Любой человек способен произнести речь. Если вы в этом сомневаетесь, проверьте сами: сбейте с ног самого невежественного человека, которого только знаете, и когда он поднимется, он, вероятно, что-то скажет, причем скажет без всяких запинок. Нужно обладать такой же непосредственностью, выступая перед аудиторией

   5.   Говорите со слушателями так, словно вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам.

   6.   Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем все возможные правила на свете

Литература

1. Дейл Карнеги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.ru/KARNEGY/karnegi1.txt