ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Харькин Е.А., Трофимюк В.К.
Донецкий национальный технический университет


Источник : Материалы Региональной студенческой научной философской конференции "Философия человека: духовность, культура, рациональность". Донецк, ДонНТУ - 2008, с. 147-149.


Раскрывая тему ценностей отечественной духовной культуры, сосредоточим внимание на проблеме иерархии ценностей, определив основные группы ценностей. Поскольку ценности определяются потребностями лично¬сти и общества, то поэтому они имеют сложную структуру, особую иерар¬хию. Ценности делятся на утилитарные и духовные. Если утилитарные ценности определяется внешней целью человека, то духовные ценности имеют внутреннее основание.

Утилитарные ценности, выполнив свою задачу, в качестве ценностей умирают, а духовные ценности имеют самодостаточный характер. Духов¬ные ценности - это такие максимы красоты, добра, истины, святости, мудрости и любви, которые сподвигают личность к высшим формам творчества в науке, искусстве, религии, философии, а также к неустанному индивиду¬ально-личностному совершенствованию [См. 2., 611].

Нам - молодым современникам начавшегося XXI века необходимо объективно оценить вклад отечественной культуры в развитии общечеловече¬ских ценностей. Этот вклад очень огромный. Он велик и в деле защиты выс-шиъх ценностей и в самой выработке методологии аксиологического синтеза. Известный российский философ А.В. Иванов выделяет три основных имени, которые воплощают этот дух отечественной культуры наиболее полно и яр¬ко. Это гениальная фигура Федора Михайловича Достоевского, Владимира Сергеевича Соловьева, и Елены Петровны Блаватской.

Ф.М.Достоевский воплощал в жизнь идеал братского единения людей на всеобщих началах любви. В,С Соловьёв разработал программу построения всеобъемлющей «метафизики всеединства», где преодолено противостояние веры и разума, рационального и нерационального. Не удивительно, что свой духовный идеал В.С. Соловьёв сформировал на основе глубокого осмысления творчества Достоевского. Третья важнейшая фигура - это Е.П.Блаватская. Известно, что её имя до сих пор оклеветано по неизвестным причинам. Тем не менее, её достижения были самые значительные. Е.П.Блаватская стала основоположницей теософии (учение о божестве, которое опирается на мистический опыт); именно она оказала сильное влияние на европейскую и американскую духовную мысль конца XIX века; именно она пыталась объединить достижения философии и религиозной мысли.

Интерес к этим трём фигурам нашей культурной истории со временем не угасает, а лишь усиливается. Что же роднит в понимании ценностей таких мыслителей, как Достоевский, Соловьёв и Блаватская? Почему пересекаются их работы, ведь они были столь разными философами, тем более разведенные временем? Чтобы это понять необходимо рассмотреть три универсальные ценностные идеи. Именно они объединяют вышеупомянутых мыслите¬лей:

1. Безусловное превосходство духовных ценностей над материальными.

2. Объективные и абсолютные духовные ценности.

3.Эти объективные и абсолютные ценности не подавляют индивидуальную человеческую свободу.

Превосходство духовных ценностей над материальными включает в себя три основных аксиологических постулата. Первый из них утверждает, что не существует в истории человечества никакого параллельного роста духовных и материальных ценностей. При активном росте одной потребности вторая стремительно уменьшается. Такое понимание принадлежит Сергею Николаевичу Булгакову. Он писал: что «в человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, а другое стремится парализовать эту деятельность».

Второй постулат гласит: при ценностном выборе всегда следует предпочесть более высокие иерархические ценности, а ценности духовного плана соображениям социальной выгоды и материальной пользы. В поддержку этого постулата можно привести следующие доводы: при наличии у человека высоких духовных целей помогают преодолевать ему жизненные трудности, не потеряв смысла жизни.

А если цели у человека только низкие и ничтожны, то при их крушении, он может потерять смысл жизни и даже дойти до самоубийства; безусловно, духовные ценности бесконечны, а материальные — конечны. Если человек идёт творческим путём по законам добра и красоты, то он бесконечно углубляет свои познания. А попытка предать материальным потребностям бесконечный характер ведёт к духовному разрушению;

- удовлетворение духовных потребностей приносит более глубокую духовную радость, чем материальных потребностей. То есть просмотр какого либо шедевра, общение с близкими по духу людьми, наслаждение от созерцания красот природы, принесёт больше духовного удовольствия, чем телес¬ное удовольствие, поглощение торта или игра в карты;

- человек, который отдаёт приоритет духовным ценностям, а не материальным, физически здоровее и живёт дольше. Этот факт был установлен входе историко-социологических исследований ещё в середине 50-х годов XX века Гарвардским центром по созидающему альтруизму;

- духовный человек видит в мире выше и дальше, а материально ориентированный, такой широтой видения не обладает. Тот, кто живёт духовными ценностями менее подлежит манипулированию сознанием, а духовно ограниченный постоянно становится объектом манипулирования.

Трет и и постулат гласит, приобщение к духовным ценностям может быть только на добровольных основах. Насильственное приобщение к духовным ценностям, приводит к достижению результата противоположного ожидаемому. Обоснование этого постулата принадлежит Достоевскому Ф.М.

В конце я хочу раскрыть значение духовных ценностей в выборе дальнейшего пути нашего государства.

После долгих репрессий у нас появилась счастливая возможность укре¬пить народ религиозной верой, общественной реабилитацией христианских духовных ценностей, утверждением национальных базовых ценностей и евроинтеграционных приоритетов.

Отечественная культура, оплодотворённая христианскими ценностями, способна оживить нравственные и духовные силы нации, сделать более выразительным наше цивилизационное лицо, повернуть его навстречу новым европейским ветрам и освятить сияющим светом духовности.

Литература

  1. Аблеев СР. История мировой философии: Учебник. - М.: ООО «Издат-во АСТ»: «РГ зд-во Астрель», 2002. - С. 244-249, 275-299.
  2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. 4-е изд. - СПб.: Питер 2004. -С.361-382.
  3. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. - М.: «Современные тетради», 2004 . - С. 561-566, 611-647.