Комплекс тестирования достижений знаний: сетевая система тестирования

Информация

  • Авторы:

    Баринов С.С., Лысенко С.Б.

  • Год:

    2006

  • Источник:

    Доклад на Всеукраинском открытом конкурсе ученической молодежи по информационным технологиям (г. Винница)

Основная часть

Эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения, включает в себя планирование, контроль, проверку, оценивание, накопление и анализ статистических данных, прогнозирование дальнейшего развития событий. Создание комплекса программных средств, соответствующего современному уровню развития информационных технологий призвано в полной мере обеспечить учебное заведение методикой и технологией тестирования знаний с учетом текущей ситуации, проблем и особенностей. Несмотря на достаточно широкие возможности, Комплекс не требователен к аппаратным и программным ресурсам компьютера, поддерживает все операционные системы, начиная с Windows 98 и заканчивая Windows 2003 Server. Функционирование организовано по принципу сервер-клиент: на каждом компьютере размещается программа тестирования, которая подключается к серверу тестирования для обмена данными. Все материалы, а также отчеты централизованно размещаются на сервере тестирования.

Все необходимое для организации тестирования входит дистрибутив Комплекса. Для облегчения развертывания сервера и клиентов нами разработана профессиональная программа установки на базе технологии Install Shield, благодаря которому организатор тестирования легко проведет установку и сможет быстрее приступить к организации тестирования. Организация и управление процессами тестирования осуществляется через окно административных возможностей (рис. 1), доступ к которому осуществляется через служебную учётную запись «Администратор».

Административные возможности

Рис 1. Административные возможности

Рассмотрим средства организации тестирования и управления процессом тестирования.

Создание набора тем для тестирования (средства Редактор, Импорт и Экспорт). С помощью трехуровневого редактора тем (рис. 2) удобно выполнять операции конструирования над темами и их составляющими – тестовыми заданиями. Тестовое задание – неделимая тестовая единица, включающая в себя вопрос, ответы и параметры, определяющие представление вопроса и правильность выбора. Тестовое задание также может содержать графическую информацию. Чтобы избежать возможной однообразной работы, нами созданы также альтернативные средства, позволяющие добавлять тестовые материалы в большом количестве из файла определенного синтаксиса, а также сохранять ранее сконструированные тестовые задания в файл.

Редактор тестових заданий

Рис 2. Редактор тестовых заданий

Назначения тем для тестирования (средство Планы). Для планирования и организации автоматического процесса тестирования используется понятие плана, на уровне которого выполняется распределение тестовых заданий. План - это совокупность классов, которым назначен одинаковый набор тем с равными условиями назначения. Система планов очень удобна, так как в противном случае приходилось бы назначать набор тем для каждого класса отдельно (рис 3).

Работа с планами

Рис 3. Работа с планами

Добавление учеников (средство Ученики). Доступ к Системе тестирования имеют только лица, обладающие учетными записями. С помощью редактора учетных записей можно легко создать учетную запись для каждого и определить ее принадлежность к классу.

Получение итогов (средство Итоги). Все результаты тестирований сохраняются в базе данных предмета, и тестируемый или организатор тестирования может получить доступ к конкретной статистике. Средство итоги позволяет обработать все имеющиеся результаты, подсчитать итоговые баллы по темам и сохранить полученные данные в книгу Microsoft Office Excel. Вы можете использовать полученную книгу Excel как конечный этап, воспользоваться макросами VBA для дальнейшей обработки или распечатать результаты. Эффективные алгоритмы позволяют получить итоговые значения за разумное время.

После подготовки тестовых заданий и настройки тестового окружения ученики могут начать работу с системой тестирования. Проходить тестирование могут даже те, кто имеет только базовые навыки работы на компьютере. Дружественный интерфейс, обилие текстовой информации и повышенная надежность позволяют легко ориентироваться даже неискушенному пользователю (рис. 4). Чтобы приступить к процессу тестирования, достаточно ввести свою фамилию. После прохождения процесса идентификации и аутентификации ученику представляется набор тем, назначенных ему для сдачи или доступных для пересдачи. Ученик также может в любое время просмотреть статистику предыдущих сеансов тестирования.

Окно входа

Рис 4. Окно входа

    Безопасность системы продумана с момента установки. Трехуровневая внутренняя система безопасности предотвращает:
  • изменение учетных записей и их несанкционированное использование;
  • постороннее использование средств администрирования;
  • незаконное копирование материалов и компонентов тестирования с целью изучения и подмены.

Новый подход к проблеме организации материалов тестирования послужил толчком к развитию технологии источников данных. Работа с материалами тестирования при конструировании тестов и собственно процессе тестирования осуществляется через источники данных - это отдельные модули определенного стандарта, подключенные к предмету, посредством которых система взаимодействует с материалами тестирования. В общем случае используется стандартный источник «База данных», соответствующий классическому конструированию тестов. Вы можете создать собственные источники данных, благодаря которым достигается более индивидуальный и гибкий подход к процессу тестирования.

Система тестирования обладает также средствами для организации более сложных моделей тестирования. К ним относятся:

Возможность синхронизации (средство Синхронизация). Служит для организации более сложной модели тестовой системы: существования нескольких серверов тестирования (каждый из которых обслуживает свой набор рабочих станций) на которых одноименные предметы должны содержать одинаковые данные и отчеты. При регулярном проведении процедуры ее выполнение не занимает большой промежуток времени.

Тестирование на изолированных станциях (средства Перенос и Слияние). Реализуется с помощью регулярного переноса результатов тестирования (отчетов) каждого компьютера на съемный носитель и последующего слияния данных этого носителя с системой каждого компьютера. При отсутствии сетевого подключения выступает достаточной альтернативой.

Поддержка языковых библиотек поможет более комфортной работе с программой, так как каждой учетной записи может быть назначен собственный язык интерфейса.

Программа тестирования позволяет работать с несколькими предметами с возможностью переключения между ними. Каждый предмет сохраняется в отдельной базе данных.

Комплекс тестирования достижений знаний используется для проведения сетевого процесса тестирования знаний учащихся в общеобразовательной школе I-III ступеней № 6 г. Ясиноватой. Результаты компьютерного тестирования, полученные программой, являются основой всех тематических оцениваний по информатике и программированию. Комплекс также использовался на уроках математики и во внеклассных мероприятиях и конкурсах.