Анализ причин деградации системы высшего образования в Украине

Блашкив А.А.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Зачетное задание по курсу "Болонский процесс в Украине".


В первый ряд идей, имеющих ключевое значение для будущего Украины следует поставить образование. Именно образование способно вывести страну на качественно новый уровень развития как в экономическом, так и в культурном отношении. Однако проводимые реформы не позволяют надеяться на появление системности и отказ от безоговорочной веры в Болонский процесс или внешнее тестирование.

Главная опасность нашей системы образования заключается в том, что она развивает репродуктивный и алгоритмический тип мышления, но никак не творческий, она опирается на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов. Система образования нивелирует творческие способности личности и подавляет желание проявлять инициативу, что полностью убивает новаторский потенциал общества. Вместо того чтобы подготавливать людей к жизни в условиях глобальной конкуренции и новой экономики, школа и вузы готовят их только к занятию функциональных должностей с репродуктивным или алгоритмическим характером труда, где можно добиться успеха, не проявляя ни творческого подхода, ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно.

В системе высшего образования проводится сегодня наибольшее количество реформ. Декларируемые цели как всегда благородны: европейские стандарты в обучении, возможность продолжить обучение за рубежом, бесконечное повышение качества образования. Однако сегодня в Европе никому не нужны современные выпускники отечественных украинских вузов. Так же, как и в самой Украине. Сегодня почти все молодые продавцы, официанты, кассиры — люди с высшим образованием. Раньше для этих профессий достаточно было среднего образования или ПТУ.

Причин, по которым государство допустило стремительную деградацию системы высшего образования и, соответственно, девальвацию дипломов о высшем образовании, много, но можно выделить пять главных. Рассмотрим их более подробно. Первой причиной, как уже говорилось выше, является подготовка кадров для рутинного репродуктивного и алгоритмического труда.

Второй причиной является присоединение системы высшего образования Украины к Болонскому процессу. Ключевые следствия этого присоединения – это, во-первых, резкое сокращение аудиторных часов, с отведением львиной доли времени на самостоятельную и индивидуальную работу; а во-вторых, почти полная унификация во всех вузах учебных планов и программ учебных дисциплин. Если ранее студент посещал 4 пары в день, то сейчас всего лишь 2-3. Это было бы оправдано, если бы больше времени отводилось на практические занятия в реальных условиях (производства, бизнеса). Вместо этого часть материала студент должен изучить самостоятельно, например, штудируя книги в библиотеке. Да, немецкий студент, обучающийся по такой системе, после прослушивания лекций идет работать в библиотеку и до вечера выполняет свои самостоятельные индивидуальные работы. Нужно понимать, что немецкий студент с высокой ментальной самодисциплиной не представляет себе, как можно не выполнить все необходимые задания, он даже не понимает, как можно списывать на экзамене. Для него норма — это выполнение всех учебных заданий. У украинского студента, к сожалению, другая ментальность. Только единицы после пар идут в библиотеку что-то механически переписать или заучить, у остальных начинаются разнообразные формы отдыха и развлечений. Это является нормой. Результат один — резкое снижение качества подготовки и потеря конкурентоспособности.

Цель унификации учебных планов и программ учебных дисциплин, как всегда, декларировалась благородная - предоставить украинскому студенту возможность окончить первый курс в Украине, второй в Германии, третий во Франции и так далее. Но бесплатно наших студентов там никто не ждет. Обучаясь по такой схеме, студенту или его родителям нужно будет потратить десятки тысяч евро, что могут позволить себе только единицы. То есть система по факту рассчитана только на очень немногих студентов-детей олигархов, которые обучали своих чад за рубежом и без всякого Болонского процесса в Украине. Обязательная унификация учебных планов и программ учебных дисциплин привела к блокированию творческого подхода кафедр и преподавателей к формированию учебных планов и программ. Не случайно многие ведущие университеты мира, боясь снизить свой творческий потенциал, не стали присоединяться к Болонскому процессу. Еще одной причиной является прогрессирующая тотальная бюрократизация учебного процесса.

Четвертая причина – государственное стимулирование материальной жадности вузов. Каждый государственный вуз готовит студентов как за счет госбюджета, так и студентов-контрактников. Если в советские времена вуз мог отчислить студента и не понести при этом материальные потери, то сегодня ситуация иная, отчисление студентов вузам крайне невыгодно, и, как следствие, студентам, которые по всем критериям оценки знаний должны быть отчислены, предоставляется возможность с n-ой попытки сдать предмет. Преподавателя берут «на измор», когда он ставит положительную оценку только для того, чтобы от него отвязались. В итоге страна получает десятки тысяч специалистов по просиживанию штанов с дипломами о высшем образовании. Еще один важный мотивационный аспект носит факт вопиющей социальной несправедливости, когда в одной и той же группе на одном курсе по одной специальности студенты-отличники, обучающиеся по контракту, вынуждены полностью оплачивать свою учебу, не говоря уже о стипендии, а троечники-бюджетники учатся совершенно бесплатно, ведь на этих тихих троечников распространяется госзаказ.

Пятая причина - усилившийся разрыв между теорией и практикой. Нарастающая, ввиду мотивационных причин, апатия преподавательского состава, почти полное отсутствие самодисциплины среднего украинского студента и абсолютное безразличие к студентам-практикантам со стороны многих руководителей практики от предприятия, привели к тому, что зачастую истинный смысл прохождения практики — выставление печатей в дневник в день прихода на практику и в день ухода и сбор макулатуры для заполнения отчета. Эти и еще ряд причин, носящих не столь явный характер, неизбежно ведут к стремительной деградации системы высшего образования в Украине, к ее системному кризису.

Литература

  1. Электронный ресурс - vkurse.ua/analytics/illyuziya-obrazovaniya.html.
  2. Электронный ресурс -http://donbass.ua/print/news/ obs-nd-education/2009/12/04/bolonskii-process-svetloe-buduschee-ili-adskie-muki.html