ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ

Магистр ДонНТУ Григорьева Ольга Николаевна

Григорьева Ольга Николаевна

Факультет компьютерных наук и технологий

Специальность: Экономическая кибернетика

Тема выпускной работы:

Оптимизационное моделирование динамических систем больших размерностей

Научный руководитель: Дмитриева Ольга Анатольевна


Материалы по теме выпускной работы: Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Об авторе | Биография

Хореографы, которые дали жизнь модерну

Тело никогда не лжет.

Грэм Марта


Введение

Танец… Кто-то не мыслит без него своего существования, для кого-то - это область профессиональной деятельности, а для некоторых – лишь шоу по телевидению. Меня же танец сопровождал практически всю сознательную жизнь. Вначале это был выбор моих родителей, а затем уже мой. Сейчас, оглядываясь на 10 лет назад, я понимаю, как сильно за это время изменилось представление о современном танце:

Модерн и его первые известные исполнители

На мой взгляд, ни один танец не может так ярко и правильно передать эмоции, как модерн. В профессиональном исполнении этот танец скорее поражает не столько движениями, связками и композициями, сколько чувствами и умением танцора их правильно передать. Кроме того, именно модерн, изначально отвергающий традиционные формы балета, воплотил в себе множество классических элементов, показывая их в совершенно ином, не знакомом прежде свете.

Итак, как же все начиналось, какие танцоры и хореографы оказали наиболее существенное влияние на становление модерна

Первопроходцем в этой области стал теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт.[1] По его мнению, ни один танец, заключенный в жесткие рамки стиля и подчиняющийся множеству условностей, не сможет передать всю гамму эмоций и переживаний танцора. Эти идеи получили всеобщее признание и стали популярны лишь после того, как были реализованы двумя известными танцовщицами: Лои Фуллер и Айседорой Дункан.
Лои Фуллер. Ее танец представлял собой прекрасное сочетание из свободных импровизированных движений тела, которые подчинялись лишь музыке и ритму, игнорируя все прочие условности, и великолепного костюма из развевающихся покрывал, которые при свете прожекторов производили на зрителей великолепное впечатление. Нужно отметить, что Лои Фуллер танцевала только под классическую музыку.

Однако общепризнанной основательницей стиля модерн считают Айседору Дункан. Эта женщина стала новатором в области танцевального искусства. Она первая начала танцевать босиком, забыла о лифе и трико, использовать камерную и симфоническую музыку. Айседора Дункан стала одной из первых, кто уделял больше внимания не сложности движений и поз, а их поэтическому смыслу. Целью ее танца было создание образа и точная передача эмоций, а для этого вовсе не обязательно владеть сложной техникой. Импровизация, несколько несложных па и внутреннее состояние – вот инструменты, при помощи которых Айседора Дункан восстанавливала гармонию тела и души.

С моей точки зрения, именно эта танцовщица стала основоположницей современного модерна в том виде, в котором мы его знаем, даже несмотря на то, что полноценной хореографической школы ей создать не удалось. Айседора Дункан отличалась силой духа и твердо отстаивала свой принцип. Она писала: «Если моё искусство символично, то символ этот — только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». [2]

Практически полной противоположностью дунканизму была ритмика, система основанная Э. Жаком-Далькрозом. Он считал, что танец должен быть подчинен не эмоциям, а музыке. При этом каждое движение должно как бы воплощать конкретный музыкальный элемент. Однако уже в первых своих постановках Жак-Далькроз уже передал не просто структуру музыкального произведения, но и его чувственное, эмоциональное содержание. Для этого каждое движение танцора должно было быть продуманными и пластичным, не нарушать гармонию тела, музыки и эмоций.

В тоже время один из ведущих теоретиков танца модерн Р.Лабан ставили в основу танца – жесты и их пластику. Что же касается эмоций, то, по мнению Лабана, танец должен был передавать чувства и характер постановщика, а вовсе не настроение музыки. Курт Йосс, ученик Лабана, стал первым, кто понял, что каждый танец должен быть максимально выразительным. И для этого начал использовать технику классического танца, пренебрегая балетной пантомимой.

Со временем в модерн начали проникать новые тенденции. Этот танец начал воплощать не только прекрасные чувства, но нашла свое отражение и тема смерти, отчаяния, страха. Вместе с тем, появились прекрасные юмористичные мотивы. Благодаря Грете Палуке в модерне появились высокие прыжки.

Что же касается дальнейшего развития модерна, то оно шло в двух направлениях:
  • Представители первого использовали концепции экспрессионизма, считали переживания и эмоции хореографа основой всего танца. Такой модерн отличался резкими изломанными линиями, несколько огрубленными формами и стремлением раскрыть душу человека. Очень часто танцоры этого направления не продумывали заранее композицию танца, они отдавались на волю чувств и строили свой танец при помощи чистой импровизации.

  • Второе направление отличалось наличием конструкции. О.Шлеммер считал, что каждое движение танца должно быть продуманным, закономерным, подобным движению некоего механизма. Иногда конструктивизм проявлялся в намеренном лишении танца эмоциональной окраски. Такой модерн представлял собой просто набор гимнастических движений.[1]

Заключение

Можно отметить, что на сегодняшний день модерн соединил в себе эти две концепции. Сохранив изломанность линий и яркие эмоции, современный профессиональный модерн обладает четкой композицией танца и отличается продуманностью движений. Тем не менее часто исполнители, становясь перед выбором: высокий уровень техники или эмоциональность, отдают предпочтение последней, ведь именно благодаря ей модерн так полюбился зрителям, которые далеко не всегда могут оценить сложность выполняемых танцором элементов.

Однако, как мне кажется, в танце все должно быть гармонично: эмоции должны полностью соответствовать характеру музыки и исполняемым танцором элементам. Тем не менее, если бы передо мной стоял выбор: эмоции или техника - я бы отдала предпочтение последней, ведь с эмоциями играет актер, а профессиональный танцор доносит зрителю свое понимание музыки при помощи движений, поз и пауз. Эмоции должны лишь подчеркивать мастерство танцора, а не выходить на передний план.


Литература

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Танец_модерн
    свободная энциклопедия
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Айседора_Дункан
    свободная энциклопедия

  3. Ссылки на изображения

  4. http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post61139615/
    Блог пользователя la_belle_epoque. Заметка "Основоположница танца модерн - Лои Фуллер"

  5. http://leya.blog.ru/7561763.html
    Блог пользователя leya. Заметка "Танец длиною в жизнь"


  6. http://qod.at.ua/index/contemporary_jazz_modern/0-17
    сайт танцевальной студии "Queen of Dance"

  7. http://ru.visitua.info/ukraine/5073
    Антон Овчинников "Модерн в Украине"

  8. http://blogs.privet.ru/community/Art-noat/95362314
    Статья заметка "Танец модерн" пользователя Тори

  9. http://www.reqs-mektebi.az-baku.com/modern.html
    Сайт школы танцев “ГЮЛЬНАРА”

Примечание: анимация выполнена в редакторе Mpgifanimator. Состоит из 14 кадров, задержка 0,5с

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ