Планирование производства в условиях неопределенного поведения покупателей..

Григорьева О.Н., Дмитриева О.А.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Матеріали ІV Міжнародної науково-практичної конференції студентів, аспірантів і молодих учених «Моделювання та прогнозування економічних процесів» 8-11 грудня 2010 року -Київ, КПІ - 2010, с. 18-19.



Любое предприятие может быть рассмотрено как динамическая система, одной из характеристик которой является прибыль. На ее величину влияют потребители, их предпочтения, доходы и другие факторы внешней среды, поведение которых чаще всего является неопределенными. В данной работе процесс формирования прибыли рассматривается следующим образом:

(1)

где Pr – прибыль предприятия от реализации продукции;

P – цена i изделия;

Qpr- количество реализованных изделий i вида;

TFC-совокупные постоянные издержки;

VC – удельные переменные издержки i-го изделия;

Qost – остатки на складе i-го вида изделия;

N- налоги предприятия;

n – общее количество изделий.

В (1) величины Pi, TFC, VCi и N могут быть легко спрогнозированы. В то же время количество продаж можно точно предвидеть только в случае работы с предварительными заказами. Если же продукция выходит в открытую продажу, то перед работниками планового отдела стоит задача разработки такого плана, при котором бы величина Qosti на конец отчетного периода была бы минимальной. В противном случае предприятие не только не сможет покрыть свои издержки, но еще и будет иметь дополнительные затраты, связанные с хранением на складе. Т.о. сегодня для каждого малого или крупного предприятия актуальной является задача оптимального планирования производства в условиях неопределенного поведения потребителей.

В современной практике украинских предприятий часто планирование производства осуществляется интуитивными методами, которые основаны не на математических и экономических расчетах, а только на опыте персонала и поверхностном изучении показателей продаж, остатков на складе и т.д. Подробный анализ, представленный в данной работе, может не только дать основу для планирования производства текущих видов товаров, но и послужить основой выбора направления динамики того или иного товара.

Допустим, предприятие начало выпуск некоторого набора товаров, при этом в каждой категории товаров представлен не один вид (модель), а несколько. При этом все виды товаров в каждой категории отличаются друг от друга некоторыми характеристиками и ценой.

В работе характеристики товара делятся на те, которые оказывают существенное влияние на цену товара (функциональность прибора, мощность и т.д.) и те, которые или никак не меняют стоимость продукции, или влияют не нее незначительно (например, цвет, форма). Все эти характеристики, даже незначительные, должны быть изучены. Для уменьшения количества вычислений среди всех качеств товара, зависимых друг от друга, выбираются и анализируются только те, которые прямо влияют на предпочтение потребителей.

Разделение осуществляется не только по категориям, но и по ценовым группам (например, дорогие, средние, дешевые). Предполагается выявление причины, по которой в каждой ценовой категории наибольшим спросом пользуется тот или иной товар. Особое внимание обращается на разницу в спросе на изделия, базовые характеристики которых сходны, а минимально влияющие на цену, отличаются.

Возможно, изменение незначительной характеристики товара приведет к росту спроса на него. Такая перемена будет целесообразной, если выполняется соотношение:

(2)

где P – цена товара;

TCnov – затраты на 1 изделие после введенных изменений;

Qnov – ожидаемый спрос на новое изделие;

TCst – затраты на 1 изделие до изменений;

Qst – текущий спрос на товар. При этом величина P в большую сторону меняться не должна, потому что в случае ее роста спрос может уменьшиться и соответственно все перемены окажутся неэффективными. Если же среди изделий есть такие виды, которые очень удачны по своим характеристикам, но не пользуется популярностью из-за высокой цены, для них выполняется соотношение (3), то выпускать такие виды продукции только по индивидуальным заказам.

(3)

Помимо данных, поступающих напрямую предприятию, оно должно учитывать политику государства, влияющую на доходы граждан в будущем. Лучше не удовлетворить потребности нескольких клиентов в товаре, если выполняется соотношение:

(4)

где P – цена изделия;

Zpr – затраты на производство 1 изделия;

Zhr – затраты на хранение 1 изделия.

Каждое предприятие в процессе своей деятельности должно не только производить уже разработанные модели, но и вести исследовательскую деятельность, создавать новые, более функциональные модели. Украинские предприятия чаще всего не могут позволить себе активно развивать абсолютно все виды своих товаров. Поэтому конкурентное преимущество получит только тот производитель, который перед выбором направления исследований произведет анализ текущего положения каждого вида товара на рынке.

Если какой-то вид товара разрабатывается давно и пользуется спросом, который начал постепенно снижаться, но выполняется соотношение:

(5)

то его модернизация должна стать первоочередной задачей предприятия.

Если вид товара пользуется спросом, как указано в соотношении (5), но был введен на рынок недавно, то на некоторое время внимание производителя должно быть сосредоточено на развитии других изделий. Их выбор осуществлять так: упорядочить доход от каждого старого вида товара (с уменьшающимся спросом), выбрать несколько наиболее доходных видов изделий в каждой ценовой категории, проанализировать, модернизация какого вида среди отобранных может быть наименее затратной и наиболее перспективной в будущем.

Таким образом, детальный анализ спроса на изделия не только по их видам, но и в зависимости от их характеристик, поможет товарам украинских предприятий стать конкурентоспособными как на внутреннем рынке страны, так и во внешней торговле.