К вопросу о противоречиях в ЗУ "Об акционерных обществах"

Григорьева О.Н.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Україна в роки Другої світової і Великої Вітчизняної війни 1939-1945 рр.:Матеріали регіональної міжвузовської наукової конференції викладачів та студентів/ - Донецьк, ДонНТУ - 2010, с. 190-192.


На протяжении длительного времени правовым механизмом регулирования деятельности акционерных обществ был закон «О хозяйственных обществах», принятый еще в 1991 году. С тех пор в этот документ вносили только незначительные поправки. В то же время акционеры должны были сами заботиться о защите своих интересов, прописывая необходимые нормы в уставе акционерного общества. Закон «Об акционерных обществах», который вступит в силу 29 апреля этого года не только расширит права корпоративных структур, но и покажет, что наша власть умеет работать согласованно. Кроме того, документ ориентирован на вхождение нашей страны в ЕС и должен способствовать привлечению иностранных и внутренних инвестиций. Ведь без надежной законодательной базы инве¬сторы будут искать другие рынки.

Основные задания в правовом регулировании деятельности акционерных обществ, при принятии специального нормативного акта – Закона Украины «Об акционерных обществах»:
  1. усиление защиты интересов акционеров и повышение гарантий их реализации (в том числе для привлечения иностранных инвесторов);
  2. повышение эффективности системы корпоративного управления путем внедрения новой модели распределения полномочий между органами акционерного общества;
  3. объединение публично-правовых (в том числе государственных) и частноправовых интересов в регулировании деятельности акционерного общества.
Однако для эффективной работы этого закона нужно вначале устранить некоторые его неточности.

Первая неточность связана с использованием кумулятивного голосования, применение которого обязательно в соответствии с Законом об акционерном обществе при избрании членов наблюдательного совета публичного акционерного общества (ч.3 ст. 53), а также при избрании членов ревизионной комиссии (ч.1 ст.71).

При применении кумулятивного голосования общее количество голосов акционера умножается на количество членов органа акционерного общества, которые избираются, и акционер имеет право отдать все подсчитанные таким образом голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами.

Одновременно с этим избранными в состав органов акционерного общества считаются кандидаты, которые набрали самое большое количество голосов среди тех, кто набрал больше чем 50 % голосов (ч.4 ст.42).

Даная норма фактически исключает возможность применения кумулятивного голосования, поскольку сам процесс кумулятивного голосования предусматривает одновременное избрание нескольких кандидатов для формирования состава соответствующего органа акционерного общества, а 50 % барьер может преодолеть только один кандидат.

Таким образом, с одной стороны, акционерное общество должно, согласно закона об акционерном обществе, применять процедуру кумулятивного голосования при избрании членов наблюдательного совета или ревизионной комиссии, а с другой стороны, оно согласно того же закона не может выполнить данную процедуру. Данная ситуация создает основания для оспаривания решений общего собрания об избрании членов наблюдательного совета или ревизионной комиссии и может быть исправлена только путем внесения изменений в закон об акционерном обществе.

Изменения закона об акционерном обществе могли бы выглядеть следующим образом: вначале избрать кумулятивным голосованием членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии. После чего главами этих органов назначить тех, у кого более 50% голосов. В случае отсутствия таковых, провести выбор главы дополнительным голосованием. В качестве кандидатов взять двух членов данных органов, набравших наибольшее количество голосов.

Следующая неточность связана со способом определения квалифицированного большинства. Решения общего собрания по отдельным вопросам должны приниматься более чем 3/4 голосов акционеров от их общего количества (ч.5 ст.42).

Но непонятно, имелось ли ввиду общее количество голосов акционеров, которые зарегистрировались для участия в общем собрании, или общее количество всех акционеров предприятия. Более осторожным подходом будет принятие решений по вопросам, требующих квалифицированного большинства, более чем 3/4 от общего количества голосов всех акционеров.

Еще одна неточность связана со способом отправки уведомления о проведении общего собрания. Письменное уведомление о проведении общего собрания направляется акционерам способом, предусмотренным уставом акционерного общества (ч.2 ст.35). В то же время уведомление акционерам как уведомление, которое включает себя предусмотренную законом или уставом акционерного общества информацию и направляется адресату письмом с описью вложенного и уведомлением о вручении (ч.14 ст.2).

Оптимальным вариантом в данном случае будет уведомление, которое направляется адресату письмом с описью вложенного и уведомлением о вручении. При этом такая форма отправки уведомления должна быть закреплена в уставе.

Появится проблема и с формированием наблюдательного совета акционерного общества. Cоздание наблюдательного совета является обязательным для акционерных обществ с количеством акционеров-собственников простых акций 10 и больше лиц (ч.2 ст.51).

Предусматриваются также требования относительно количественного состава наблюдательного совета: в состав наблюдательного совета в акционерных обществах с количеством акционеров – собственников простых акций от 100 до 1000 лиц должно входить не меньше пяти человек, с количеством более 1000 лиц – не менее 7 человек, а в обществах с количеством акционеров–собственников простых акций более 10000 лиц - не менее 9 человек (ч.6 ст.53).

При этом не указано сколько человек должно входить в наблюдательный совет при количестве акционеров-собственников простых акций от 10 до 99 лиц. Оптимальным вариантом для такого акционерного общества был бы выбор пяти человек в состав наблюдательного совета.

Таким образом, нечеткие формулировки и внутренние противоречия создадут для акционерных обществ серию проблем, связанных с применением Закона об акционерных обществах на практике. Действенным решением многих проблем закона об акционерных обществах могло бы послужить внесение соответствующих изменений в данный законодательный акт.