Иванова Н.Н. и Киселёв А.А. от коллектива группы слушателей по подготовке специалистов по расшифровке

Дефектоскопия: вопросы без ответов

На железных дорогах ОАО «РЖД» происходят коренные изменения технологии неразрушающего контроля (НК) рельсов, направленные на повышение безопасности движения поездов.

Во время обучения на курсах подготовки специалистов по анализу и расшифровке сигналов сплошного контроля рельсов в октябре 2004 г. (г. С-Пб) выявился ряд общих наболевших вопросов по организации работы и эксплуатации дефектоскопных средств на дистанциях пути.

До сих пор до конца не отработана технология контроля рельсов. На участках дефектоскопии нет конкретных документов и указаний, регламентирующих работу цеха. Приказ «2-ЦЗ» и «ЦПО-50/13» устарели. Временные положения по вводу в эксплуатацию автомотрис и дефектоскопов с регистраторами истекли по сроку действия, и в результате, при каждой проверке цехов дефектоскопии возникают новые, ничем не предписанные, требования к работникам. Имеющаяся технологическая документация не в полной мере регламентирует процесс контроля. Цеха дефектоскопии на данный момент комплектуются разными типами дефектоскопов с регистраторами (РДМ-2 с регистраторами РСД-Т и УР-3Р, АВИКОН-01 (РИ-01), АДС-02), что создает дополнительные трудности при эксплуатации. Для каждого типа дефектоскопов требуются свои запасные части и комплектующие, а для считывания информации с регистраторов на ПЭВМ и расшифровки дефектограмм – разные устройства для передачи данных и программы отображения. Такая ситуация увеличивает затраты на эксплуатацию, а при неудовлетворительном снабжении запасными частями и их отсутствии, увеличиваются сроки вынужденных простоев дефектоскопных средств. Рекомендуемые в нормативной документации настройки на условную чувствительность контроля рассчитаны для проверки новых рельсов. В процессе эксплуатации в них развиваются микротрещины, различные поверхностные дефекты, которые вызывают срабатывание звуковой сигнализации дефектоскопов. В связи с этим операторам приходится снижать условную чувствительность, но в большинстве случаев снижение на 4-6 дБ (разрешается руководством по эксплуатации) не приводит к исчезновению шумов. Так как за необоснованное снижение условной чувствительности операторов наказывают, они перестали снижать ее и начали предпринимать попытки фальсификации следующего типа: занижать уровень опорного сигнала; осуществлять настройку дефектоскопа от не эталонного отражателя; включать подачу контактирующей жидкости только для одного блока преобразователей.

На многих дистанциях пути операторы дефектоскопов с регистраторами работают, не снижая рекомендованной условной чувствительности. При этом в наушниках стоит постоянный шум, а на экране дефектоскопа происходит мигание индикации, что между собой операторы называют «цветомузыкой». При таком способе работы существенно снижается оперативность контроля, теряются навыки оператора, так как выявление дефектов целиком перекладывается на человека, занимающегося расшифровкой, и остается надеяться на его добросовестность и профессиональные качества. Если при расшифровке дефектоскопической информации возникает подозрение на дефект, то чтобы осуществить вторичный контроль необходимо время. Замена остродефектного рельса происходит не ранее следующего дня после прохода дефектоскопной тележки по данному участку пути, а за этот срок некоторые дефекты могут привести к непредсказуемым последствиям. При этом ответственность с оператора за проверенные километры (согласно приказу «№ 2ЦЗ») никто не снимал. Опытные операторы говорят: «Как мы можем отвечать за километры пути, если мы шли и ничего не проверяли, а только следили за акустическим контактом для качественной записи регистратора?»

Для решения этой проблемы, по общему мнению группы, необходимо расширить диапазон рекомендованных в нормативной документации условных чувствительностей и предоставить право их выбора оператору в зависимости от конкретных условий работы (пропущенный тоннаж, состояние пути и т.д.).

Кроме того, имеются и другие нерешенные проблемы дефектоскопии.

Оператор, выходя на линию для сплошного контроля, должен проверять подозрительные участки рельсов, выданные для вторичного контроля после вагона-дефектоскопа, автомотрисы и по результатам расшифровки записи регистратора дефектоскопной тележки. Проверка каждого такого участка оформляется специальным актом, что увеличивает объем ведомой бумажной документации.

В последнее время операторы выполняют работу общественных инспекторов по выявлению неисправностей пути, что вменили им в обязанности и стали наказывать за невыполнение. Увеличение объема работ на участках дефектоскопии и повышение требований к квалификации работников никак не компенсируется в материальном и финансовом отношении, заработная плата осталась на прежнем уровне. Типовое положение о премировании, разработанное для операторов дефектоскопных тележек, на некоторых дистанциях пути не применяется к начальникам цехов дефектоскопии и, как правило, размер премии у них ниже, чем у оператора наполовину.

На ряде дистанций пути до сих пор отсутствуют компьютеры, отвечающие требованиям программ отображения зарегистрированной информации. Отсутствуют необходимые средства обучения, такие как обучающие программы и тренажеры.

Не на всех дорогах решены кадровые вопросы: не введены должности расшифровщиков дефектограмм; на участках, где приписаны автомотрисы, – должность начальника участка с соответствующим повышением разряда. В связи с возросшим объемом делопроизводства в цехах дефектоскопии необходимо введение должность техника.

Надо отметить, что техника с каждым годом становится совершеннее, в связи с этим к цехам дефектоскопии уделяется большое внимание со стороны вышестоящего руководства и ревизоров, что ведет, в основном, к взысканиям. «Человеческий фактор» и условия труда не учитываются, а хотелось, чтобы за ответственный, опасный и тяжелый труд специалистов по дефектоскопии хоть как-то поощряли.

Неправильная трактовка некоторыми руководителями и ревизорами по безопасности движения предназначения регистраторов, приводит к тому, что преимущества внедрения новых технологий, сводятся на «нет».

Коллектив группы надеется, что все поднятые вопросы не останутся без внимания руководства ОАО «РЖД», и в ближайшее время будут приняты необходимые меры для исправления сложившейся ситуации на участках дефектоскопии.