УДК 338.12.017

Рынок компьютерных игры в Украине

Климко О.І.
Донецкий национальный технический университет
Руководитель: Серик А.Е.


Источник: Інформатика та комп’ютерні технології – 2008 / Матеріали ІV науково-технічної конференції студентів аспірантів та молодих учених – 25-27 листопада 2008, ДонНТУ, Донецьк – 2008 – 501-503 с.


В этом докладе рассматривается сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на украинском рынке компьютерных игр. Этот рынок является перспективным и бурно развивающимся. Основной целью является рассмотрение предпосылок появления рынка, писание сложившейся в Украине ситуации для отечественных разработчиков и разделение потребительского спроса между крупнейшими компаниями-разработчиками. Данные потребительского спроса были получены в специализированных местах продаж. Первые компьютерные игры появились очень давно, когда еще компьютеров как таковых не существовало, просто язык не поворачивается называть компьютером эти калькуляторы-переростки, размером с динозавра и такие же медлительные. Хотя на тот момент времени даже они были чудом техники. Первой компьютерной игрой считается "Теннис для двоих", изобретенная в 1958г. американским ученым Вильямом Хайджинботэмом. Эта игра заключалась в том, что два человечка нарисованные на экране осциллоскопа перебрасывали мячик через сетку (черточку посередине экрана). О том, что последовало далее, знает, наверное, каждый - совершенствовались компьютеры, совершенствовались компьютерные игры. На сегодняшний момент мы имеем несколько направлений, в которые развились компьютерные игры - это игровые автоматы, телевизионные приставки и, конечно, непосредственно компьютерные игры.

Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что теперь практически невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них. Ни для кого не секрет, что компьютеры уже давно достигли уровня быстродействия необходимого для работы в основных офисных приложениях. Дальнейшее увеличение производительности подстегивает только всеобщая любовь к компьютерным играм, производители которых становятся все более требовательными к ресурсам компьютеров. Именно поэтому проблема рынка компьютерных игр является такой интересной, как с экономической, так и с технической точки зрения. Весь рынок компьютерных игр оценивается сейчас в сотни миллиардов долларов. На Западе лицензионная игра стоит в среднем 40-50$ за один диск, а популярную игру можно продать в количестве от миллиона до нескольких десятков миллионов экземпляров. Не удивительно что в разработку игры там могут легко вложить несколько миллионов долларов, Эта индустрия приносит больший доход и государственной казне. Компьютерный игры стали и элементом политики. Парламенты западных стран дискутируют о законодательном ограничении насилия в компьютерных играх или же стимулирования производства игр как такового. В Украине насчитывается несколько десятков компаний, официально заявивших о себе, но о большинстве из них ничего не известно. По словам главного редактора журнала Gameplay Сергея Галенкина, разработчиков компьютерных игр в Украине около 150. По его подсчетам, их общий бюджет для разработок составляет около $10–15 млн. в год. Но точные данные об объемах производства игрового ПО в нашей стране получить трудно, поскольку никто такую информацию не собирает.

PR-директор GSC Олег Яворский называет приблизительный суммарный объем аутсорсинг-рынка Украины и России – $200 млн. Кстати, Россия нас в игровой индустрии пока что опережает. Российские компании привлекают иностранцев и те, либо покупают их, либо вкладывают в них свои деньги, нашим пока что приходится работать самостоятельно. Но давайте разберемся, действительно ли производство компьютерных игр является таким прибыльным делом в Украине или пока что нет. Бизнес-проект отечественной компьютерной игр может выглядеть как представлено в Табл. 1.

Таблица 1. - Финансовый результат компьютерной игры

Счет Долларов, в ср. за мес. Процентов, в ср. за мес.
Валовая выручка 75000 100
Расходы 70000 93,00
В том числе:
- на аренду помещения
10000 13,3
- на зарплату персонала (5 чел.) 30000 40,0
- на печать копий 25000 33,3
- на рекламу 5000 6,7
Чистая прибыль 5000 6,7

На такой финансовый результат может рассчитывать фирма-разработчик при условии, что игра будет разрабатываться один год и будет продано 50 тыс. копий. Предполагается, что необходимое оборудование - компьютеры и программное обеспечение - уже есть. Но даже при таких оптимистических данных украинская индустрия сильно отстает от западной и причиной тому является незащищенность рынка государством. На родной рынок украинским студиям мало приходится рассчитывать. Даже таким крупным как GSC. Причем из-за тех, кто на заре GSC были единственными распространителями его продукции – пиратов. для компаний, работающих на этом рынке. На своем рынке, который ты знаешь, на котором у тебя есть уникальные предложения, ты не можешь зарабатывать и развиваться», – говорит он. Государство не желает ничего делать с пиратами, считает Григорович. «Отделы по борьбе с пиратством не способны с ним бороться, только показать видимость работы», – возмущен он. Но проблема состоит не только в работе правоохранительных органов, но и в законодательстве в целом. Закон об авторском праве - не уголовный, не административный, а гражданско-правовой закон. Все действия по преследованию нарушителей этого закона, производит пострадавшая сторона за свой счет. В том числе и судебные издержки. Иными словами все его постулаты - не для всякого частного лица, а только для крупных и очень крупных фирм, имеющих достаточноmденег, чтобы все это оплачивать, и достаточно людей, чтобы все это организовывать.

Софтовые фирмы, продающие свой продукт на конкурентном рынке - организации, как правило, сравнительно небольшие. Специфика производства такая. То есть получается закон, вполне целенаправленно обслуживающий интересы сравнительно небольшого числа крупных фирм. Притом иностранных, по преимуществу. По имеющимся данным первое место среди потребителей разделяют две крупные корпорации EA Los Angeles и Bethesda Softworks. На данный момент такое разделение обусловлено выходом на рынок ожидаемых новинок, которые являются продолжением уже знакомых всем игр. Разделение между компаниями можно увидеть на Рисунке 1.

Поскольку выборка, использованная для построения диаграммы, является единичной, нельзя сделать прогноз изменения конъюнктуры. Но подобный анализ может быть проведен в результате более длительных исследований.

Литература

  1. http://24.ua/news/show/id/5767.htm
  2. http://gazeta.ua/index.php?&id=136868&eid=240&lang=ru
  3. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_34_aId_399902.html