Применимость системного похода к банковскому менеджементу в условиях экономического кризиса

Климко А.И.
Донецький національный техничний университет
Руководитель: Беличенко А.Ф.


Источник: Матеріали Другої Всеукраїнської наукової конференції студентів та молодих вчених "Актуальні проблеми розвитку фінансово-кредитної системи України". - Донецьк: ДонНТУ, 2009. - 245 с., с. 204-206



Экономический кризис внес неопределенность в перспективы развития корпоративного банковского бизнеса. Привлечение ресурсов на внутреннем рынке не позволит банкам Украины значительно увеличить объем корпоративного кредитования основы роста корпоративного бизнеса. Однако, банки могут даже выиграть от текущей ситуации, научившись качественно и активно работать с другими продуктами. Финансовый кризис, несомненно, больно ударит по таким продуктам. как кредитование, и прочим инструментам финансирования корпоративного сектора. Однако возросшие уровни процентных ставок и новое отношение к рискам могут подтолкнуть банки к продвижению среди своих клиентов других продуктов и услуг, таких как cash management и разнообразные транзакционные услуги. Сфокусировав усилия на перспективных продуктах, банкиры в состоянии существенно ограничить влияние кризиса на их работу и даже добиться заметных положительных результатов.

В этих условиях внутренний менеджмент банков играет ключевую роль в их выживании. Банки, которые "переживут" кризис выйдут из него обновленными, с высоким иммунитетом и гибкой рыночной стратегией развития. Для этого необходим не привычный "аналитический" метод, но иной более точный, целостный, всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на самом предприятии, но и на окружающей его среде. Такой метод существует; он известен под названием системного подхода. В настоящее время наиболее авторитетные отечественные и западные специалист и ученые, работающие в сфере менеджмента считают, что именно системный подход является научной основой, главным методологическим инструментом деятельности современного менеджера. Но насколько он применим при неопределенности присущей современной ситуации?

Рассмотрим сначала основные процедуры системного подхода в менеджменте:

  1. Определить границы исследуемой системы.
  2. Определить все надсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части.
  3. Определи ib основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система, в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними.
  4. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме. рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы.
  5. Следует рассмотреть при этом два аспекта: идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы. т. е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы. и реальную роль системы в достижении целей надсистемы.
  6. Выявить состав системы, т.е. определить части, из которых она состоит.
  7. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между его компонентами.
  8. Определить функции компонентов системы, т.е. целенаправленные действия компонентов, их "вклад" в реализацию роли системы в целом.
  9. Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность.
  10. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой.
  11. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии.

Осуществление данных процедур представляется затруднительным из- за нестабильности внешней среды. Так. например, становятся размытыми даже цели собственною банка. Количество надсистем, в которые входит банк резко увеличивается, так как увеличивается количество факторов виляющих на систему «банк». Выявлять цели утих надсистем представляется уже совсем не возможным в свете их неопределенности и регулярной изменчивости. Но вместе с тем системный подход необходим для принятия любых управленческих решений в критических ситуациях. Следовательно. необходима адаптация этого метода под существующие условия.

Такой модификацией систематического метода является ситуационный подход, который развивая основные идеи системного подхода, вместе с тем заставляет выделить наиболее важные актуальные факторы, влияющие на предприятие. Если, например, строго осуществлять системный подход, то необходимо определить все системы, в которые входит предприятие и его компоненты. Но таких систем бесконечно много. Поэтому осуществить системный анализ в полном объеме, естественно, невозможно. Приходится идти на какие то упрощения. Таким упрощением, выделяющим наиболее значимые параметры, и является ситуационный подход.

Центральным моментом ситуационного подхода, для банка в кризисной ситауции. является определение целей, интересов, потребностей всех взаимосвязанных субъектов как внутри банка, так и за его пределами. Именно цель является системообразующим, интегрирующим фактором, объединяющим отдельные предметы и процессы в целостность, в систему. г>то объединение происходит, исходя ит того, что разрозненные предметы далеко не всегда могут служигь достаточными средствами для достижения целей человека. Л в объединенном виде они приобретают новое, системное, интегральное качество, которое является достаточным для реализации целей.

Итак, в условиях кризиса системный подход» заменяется производным ситуационным. В рамках этого подхода необходимо изменить структуру организации с механической, приспособленной к стабильной ситуации, на органическую, которая по своей природе ориентирована на постоянные изменения внешней среды в условиях неопределенности рынка. Для перехода к новой структуре рекомендуется:

  1. ввести нечеткую систему полномочий;
  2. применить расширенные ролевые требования;
  3. отменить иерархические системы контроля, власти и коммуникаций;
  4. стремиться к согласованию задач и целей организации на межличностном уровне;
  5. демократизировать правила, руководства и инструкции;
  6. обеспечить i ибкость изменения организационных норм.

При осуществлении всех вышеперечисленных изменении банк, как и любая другая организация, становится более адаптированным к изменяющемуся внешнему окружению.

Список использованных источников

  1. Burnss Т., Stulker G. The Management of Innovation. L. 1961.
  2. С.Л.Камионский. Менеджмент в российском банке. Опыт системного анализа и управления. М.1998