АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПАКЕТОВ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Авторы: Скворцова Ю. А., Давиденко Л.Ф.
Источник: Материалы третьей Всеукраинской научно-практической конференции молодых ученых и студентов 26 – 30 апреля 2010 г.

В настоящее время игры становятся все более популярными, и у многих пользователей появляется желание создать свою собственную игру. Но часто в таких случаях человек сталкивается с множеством проблем, таких как необходимость знания языков программирования, умения рисовать и создавать 3D модели, знания основ графики, умения работать со звуком и т.д. Создание игр — трудоемкий процесс и в основном для этого нужна полноценная команда разработчиков. Но с появлением конструкторов игр, все намного упрощается. Теперь игры может создавать один человек, не знающий языков программирования, не умеющий рисовать, но обладающий фантазией.
Сегодня существует множество конструкторов игр, позволяющих создавать 2D и 3D игры различных жанров, с разной графикой и под разные системы. В основном они не требуют знания языков программирования, но некоторые из них используют простые скрипты и поддерживают некоторые языки.
Целью данной работы является анализ современных конструкторов игр, чтобы желающий создать игру мог выбрать конструктор, который подходит именно ему. Все конструкторы делятся по следующим признакам: Самыми популярными конструкторами являются 3D GameStudio, GameMaker, 3D Rad, Blade3D, FPS Creator и другие. Рассмотрим некоторые из них.

3D GameStudio — мощный 3D и 2D движок, физический движок, встроенный редактор уровней, моделей, ландшафтов, компилятор скрипта. С его помощью просто создавать шутеры от первого и третьего лица, бродилки, леталки, гонки, файтинги, презентации и многое другое.

3D GameStudio не требует знаний в области программирования, однако для коммерческих проектов можно использовать CScript, позволяющий значительно улучшить игру, а для проффесиональных разработчиков есть возможность использовать C++. Поддержка шейдеров (DX9 HLSL, .fx файлы) позволит создавать реалистичные водные поверхности, освещение и многие другие эффекты, необходимые в современных играх. Физический движок сделает виртуальный мир реальным, где каждый предмет подвержен гравитации, имеет массу и может взаимодействовать с другими объектами.

3D Rad — очень даже не плохой 3d конструктор. Создавать на нем можно все что угодно, от гонок до различных стрелялок. Программирование в принципе отсутствует, но начиная с шестой версии появился легкий язык скриптов. Конструктор легок в применении. Стоит лишь загрузить модели (герои, платформы и т.п.) и задать им различные действия. Конструктор бесплатен.

Blade3D — компания Digini создала целую систему для создания трехмерных игр. Данный конструктор обладает редактором карт, скриптами, физикой, визуальным редактором. Пользоваться конструктором сможет любой пользователь. Авторы сделали очень простой и понятный визуальный редактор, также создали специальные шаблоны кодов для тех, кто в скриптах не сильно разбирается. С помощью специальных редакторов, можно создавать полноценные трехмерные миры, которые в дальнейшем используются в игре. Совсем, конечно, без программирования не обойтись, программа использует язык программирования C. Есть несколько версий программы

Blade3D: цены колеблется от 15 — 100$. Конструктора игр от первого лица FPS Creator. Последняя версия поддерживает DirectX 10. Чтобы создать игру на этом конструкторе знание программирования совершенно не потребуется. Не смотря на это, присутствует язык скриптов, но скрипты можно писать отдельно (в текстовом редакторе), так как в самом конструкторе их написание невозможно. В движке уже есть готовые модели оружия, героев, различные другие атрибуты. Вам стоит лишь расставить все по местам, и игра готова!

Game Maker — это один из самых известных и удобных конструкторов игр. Создание игр в нем достаточно простое и не требует предварительного знакомства с каким либо из языков программирования. Игра в GameMaker строится как набор игровых объектов, поведение которых задаётся путём программирования реакции на события. Программировать можно, используя графическое представление программ. Это представление отличается от обычного, например, тем, что для того чтобы начать условный оператор, нужно перетащить на панель действия восьмиугольник с иконкой, обозначающей тип проверки, а затем, возможно, ввести какие-либо значения в появившуюся форму. Имеется в нём и скриптовый язык GML похожий на JavaScript.
Рассчитан в основном он на создание двухмерных игр любых жанров. Также подойдёт для создания различных презентаций и т.п. Game Maker позволяет создавать 2D игры любых жанров абсолютно без знаний программирования, но имеется и возможность создавать 3D игры. Для разработки 3D игр в Game Maker’е необходимо использовать встроенный язык программирования Game Maker Language. 3D объекты могут содержать до 32000 вершин. Имеются все необходимые инструменты для реализации игры, включая редактор спрайтов, скриптов и т.д. Поддерживаются спрайты в формате PNG с поддержкой альфа-каналов, спецэффектов, сглаживания, подробной маской для спрайтов и т.д. Имеется возможность для работы с веб-ресурсами, чтобы создавать онлайновые игры, для чего нужны расширяющие библиотеки (32.dll).