Особенности безработицы в Украине

Орлова Е.А., Рыбникова Г.И.
Донецкий национальный технический университет


Украина находится в первой десятке стран-доноров рабочей силы. Всего в стране по разным оценкам — от 28 до 35 миллионов трудоспособных граж-дан, и почти каждый четвертый из них работает за рубежом.[2] Экономиче-ский кризис девяностых, закрывший тысячи заводов и фабрик, демобилизо-вавший из армии десятки тысяч офицеров, имел огромные социальные по-следствия. Молодые и здоровые мужчины оказались не в состоянии обеспе-чить свои семьи. Многие из них в силу особенностей профессии попросту не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. С 1995 по 1999 год по Украине прокатилась волна самоубийств.[1] Единственной альтерна-тивой для многих стало бегство за границу — не находя применения своим рукам и мозгам в угасающей экономике, социально активная часть населения отправилась на заработки в более благополучные страны.

Сейчас деньги, которые трудовые мигранты пересылают родственникам в Украину, составляют до 10 процентов ВВП.[5] Эти миллиарды долларов спо-собствуют оживлению внутреннего рынка, но путь Мексики, которая подня-ла свою экономику, в основном, благодаря деньгам трудовых мигрантов, ра-ботающих в США, нам не подходит.

Серьезную угрозу для будущего страны представляет и так называемая интеллектуальная миграция. В последние годы многие страны Западной Ев-ропы проводят политику, направленную на привлечение способных студен-тов из Украины и России. Им предоставляется возможность бесплатно за-кончить образование, выучить язык, затем власти помогают молодым людям найти работу. Особенно активно этим занимается Германия. Дальнейший рост интеллектуальной миграции может поставить крест на целых отраслях отечественной науки и промышленности.

Существенно на уровень занятости в Украине повлияло широкомасштаб-ное разгосударствление и приватизация предприятий государственной фор-мы собственности, что дало возможность за довольно короткий период осу-ществить перераспределение экономических ресурсов между частной, госу-дарственной и коллективной формами собственности. В результате вследст-вие приватизации до 39,5% уменьшилась численность занятых в государст-венном секторе экономики. На частных предприятиях работало свыше 29% занятых, в коллективном секторе – 31,2% . При этом численность занятых в государственном секторе сократилась на 7,6%, в коллективном – на 4,8% и выросла в частном секторе на 12,4%.[3]

Правительство еще не выработало четкой политики по отношению к тру-довой миграции. И, может быть, это и к лучшему. Любые запретительные меры немедленно привели бы к росту социальной напряженности. Единст-венный разумный путь борьбы с трудовой миграцией — создание высокооп-лачиваемых рабочих мест. Новая власть хорошо это понимает. 19 октября 2007 года, выступая перед участниками форума «Власть и бизнес — партне-ры», президент В.Ющенко заявил, что сейчас за границей зарабатывают себе на жизнь около пяти миллионов украинцев. И для решения проблемы трудо-вой миграции в Украине нужно ежегодно создавать один миллион рабочих мест.

Но если в Киеве такие места уже создаются, то на остальной территории Украины для этого надо еще несколько лет устойчивого экономического рос-та.

В период структурной перестройки экономики Украины кризисное со-стояние, которое сопровождал первый этап формирования рыночного отно-шения и экономические реформы, которые происходят сейчас, привели к значительным структурным изменениям на рынке труда. Доля занятых в промышленности снизилась с 30,7% в 1990 году до 27,7% в 2004 году, в строительстве – соответственно с 9,4 до 4,8%, в сельском хозяйстве, охоте, лесном и рыбном хозяйствах – с 19,7 до 11,7%. Выросла доля занятых в сфе-ре услуг – до 55,8% . Однако такая структура еще не отвечает структуре за-нятых в странах с рыночной экономикой. Так, в 2000 году в странах ЕС в сельском хозяйстве работало 3,4% занятого населения, в промышленности – 17,1%, строительстве – 8,3%, сфере услуг – 73,2% .[4]

Как видно, в нашей стране условия и оплату труда трудно назвать соот-ветствующими евростандартам. Но Украина еще может выйти из «кризиса безработицы», если правительство будет всячески этому способствовать пу-тем издания законов, защищающих права работающих украинцев. А так как государство стремится стать членом Евросоюза, такие действия выглядят вполне логичными. М.Задорнов сказал в одном из интервью: «Хорошо в Ук-раине будет тогда, когда туда станут приезжать работать иностранцы». Что ж, будем надеяться, что это «хорошо» наступит уже в текущем десятилетии.

Литература

  1. Зайцева Н. Пора домой // Общество: Эксперт Украина №9(14) 2007
  2. Праця України: 2004: Стат. збір. – К.: Держкомстат. – 2005
  3. http://www.ukrstat.gov.ua
  4. Пазюк О., Пономарьова О. Проблеми безробіття в Україні // Україна: аспекти праці №2(2004)
  5. Кравченко О.Б. Аналіз організаційно-економічного механізму регулювання зайнятості в Україні // Формування ринкових відносин в Україні №4(59) 2006

Вернуться к библиотеке