Болонский процесс по-украински

Орлова Е.А.
Донецкий национальный технический университет


19 мая 2005 года официально начался Болонский процесс в Украине. Документальное подтверждение этого – подписание декларации на Бергенской конференции [1].

Болонская декларация гласит, что такая система образования призвана обеспечить качество высшего образования, повысить качество подготовки специалистов, укрепить доверие между субъектами образования, обеспечить мобильность, совместимость систем квалификаций, усилении конкурентоспособности Европейской системы образования.

На сегодняшний день участниками Болонского процесса являются 45 государств. Среди них такие, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Польша, Россия, Украина, Молдова и другие [2].

Итак, рассмотрим такой критерий Болонской системы образования как мобильность. Под мобильностью подразумевается активное передвижение студентов, преподавателей и специалистов между странами-участницами Болонского процесса. То есть студент может семестр учиться в Украине, семестр в Германии, следующий семестр еще в одной стране. А для этого главное что? Общая учебная программа. Иначе получится, что студент какой-то предмет изучает дважды, а какой-то вообще не изучает.

Мы не можем судить о других странах, но если рассмотреть ситуацию в украинских ВУЗах, то выясняется, что студенты одного и того же года обучения одной и той же специальности обучаются по совершенно разным учебным планам и программам.

Некоторых специальностей вы не найдете не только в Европейских странах, но и даже в ВУЗах стран СНГ. Это говорит о необходимости пересмотра структуры университетов и расформировании многих специальностей. Также возникает необходимость в централизации составления учебных программ. Одна специальность – одна программа для всех ВУЗов государств, вовлеченных в Болонский процесс.

Еще одна деталь, которая пугает наших соотечественников – только два направления подготовки: магистры и бакалавры. С одной стороны, таков подход очень правильный, так как за границей просто не знают, кто такой специалист. Поэтому такой диплом человека, желающего работать в другой стране, не интересует. С другой стороны, далеко не все желают изучить все подводные камни будущей профессии или уйти в науку. По старинке, все считают образование бакалавра неполноценным. Ведь раньше степень бакалавра считалась неполным высшим образованием. А зачем же поступать в университет, если точно такое же образование можно получить в техникуме, куда и поступить проще, да и требования там ниже.

Можно согласиться, что образование бакалавра нельзя считать полным высшим образованием, если учиться по старой программе. А чтобы создать новую программу нужен колоссальный труд. И не перепишешь программу за одну ночь. На это могут уйти годы. А студенты тем временем продолжают учиться по старой. И несмотря на план министерства образования отменить степень специалиста, проблема остается. Нельзя считать квалифицированным специалистом с полным высшим образованием человека, который учился по старой программе и выпустился со степенью бакалавра.

Также остается множество других проблем, связанных с внедрением в Украине Болонского процесса. Например, самообразование. В Европейских странах студенты имеют хотя бы один свободный от занятий день, то есть учатся 4 дня в неделю. В Украине учатся 5, а то и 6 дней в неделю. Количество изучаемых в семестре предметов составляет от 10 до 15. Помимо этого многие студенты дополнительно изучают языки, чтобы устроиться на престижную работу. Дома приходиться выполнять множество практических и индивидуальных работ. С таким ритмом жизни просто не остается времени на самостоятельное, более глубокое изучение учебных дисциплин.

Таким образом, необходимо централизовать систему образования, синхронизировать работу ВУЗов и пересмотреть список учебных направлений, специальностей, а также изучаемых дисциплин.

Литература

  1. Впровадження болонського процессу - http://www.osvita.org.ua/bologna/vprov/
  2. Хто бере участь у БП? - http://www.osvita.org.ua/bologna/stanov/members.html

Вернуться к библиотеке