Препятствия реализации местного самоуправления и пути их решения

Орлова Е.А., Тюльченко И.К.
Донецкий национальный технический университет


Украина является демократической страной. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека [1, с. 237]. Однако, даже ребенку понятно, что украинские граждане далеки от политики. Мы лишь критикуем власть, но ничего не делаем, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в государстве. Сразу же возникает вопрос как это сделать.

Для решения населением вопросов местного значения в Конституции определена политическая власть, называемая местным самоуправлением. Однако, трудно назвать сложившееся положение в городах, поселках и селах народовластием.

Таким образом, возникает необходимость реформирования местного самоуправления, выведения его из теории в практику. Власть народа должна стать реальной. Но что препятствует воплощению власти народа в действительность?

Возможно, на это наложил отпечаток советский режим, ведь независимость Украины длится 19 лет, а большинство представителей власти являются воспитанниками советской школы. Люди привыкли подчиняться, привыкли, что за них решают.

Специалисты Фонда содействия местному самоуправлению в Украине выделили такую основную причину задержки развития местного самоуправления: «...Громада майже повністю відсторонена не тільки від участі в управлінні справами в своїх містах та поселеннях, а й навіть не має інформації щодо прийнятих рішень.

При цьому потрібно зауважити, що громада до цього часу і не готова до участі в управлінні своїми справами – не вистачає загальнокультурного та фахового рівня.» [2, с.43]

Из вышеприведенной цитаты следует, что необходимо создавать программы просвещения населения в сфере местного самоуправления. Граждане не должны быть индифферентны, тем более, что государство стремится стать членом Европейского союза.

Также следует «омолодить» состав органов местного самоуправления. Как известно, депутатом может стать гражданин, достигший 25-летнего возраста. Но не так уж много депутатов не достопочтенного возраста. И в этом вина отсутствия политической грамотности населения. Поэтому возникает необходимость искоренения этой неграмотности.

В школах и ВУЗах государства необходимо ввести специализированные дисциплины, изучающие политическое устройство государства, принципы и методы осуществления власти и народовластия. Потому что каждый боится нового и неизведанного, а если знания закладывать в раннем возрасте, люди станут инициативными, будут активно принимать участие в решении вопросов местного значения.

Ведь государство как живой организм, в нем все сферы тесно взаимосвязаны, если усовершенствовать местное самоуправление, это приведет к развитию всех отраслей экономики, повысит авторитет государства на международной арене, да и граждане наконец почувствуют себя важным элементом в механизме функционирования государства. Повысится гражданская сознательность, продуктивность труда, а вместе с этим улучшится экономическое положение Украины и соответственно, уровень жизни населения. И каждый будет знать, что работает на благо страны, а не на чужой карман.

А разве человек, который знает, что нужен своей Родине, своим согражданам, захочет уезжать за границу и работать на ВВП чужой страны? Ответ очевиден. То есть одновременно решается и проблема эмиграции.

Еще одной причиной задержки развития местного самоуправления является политическая нестабильность в государстве. Особенно в свете недавней смены власти. До сих пор идут баталии между правительствами Януковича и Тимошенко, каждый пытается отстоять свои интересы, а интересы народа отодвинуты на второй план. А кто же еще позаботится о гражданах, как не они сами? Естественно, что в процессе борьбы за власть реформирование местного самоуправления снова отложено, но это дает возможность для внесения корректив в законопроект. И граждане могут на это повлиять, достаточно разработать собственный проект, собрать подписи и отправить на рассмотрение в Верховную Раду. Вот яркий пример осуществления власти народа.

Итак, важность реализации народовластия неоспорима. Есть препятствия на пути к реальному самоуправлению, однако, все они решаемы путем просвещения граждан в политической сфере.

Литература

  1. Дахно И. Большой юридический словарь. – Киев, 2001
  2. Збірник: Місцеве самоврядування: пошуки та здобудки. – Атіка, 2007

Вернуться к библиотеке