RUS| UKR| ENG|| ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Общая постановка проблемы

При современном уровне развития информационных технологий и, более конкретно, систем поддержки принятия решений различают два направления в развитии логического вывода знаний:

Практически все ранние экспертные системы моделировали ход принятия решения экспертом как чисто дедуктивный процесс с использованием логического вывода, основанного на правилах. Это означало, что в систему закладывалась совокупность правил вида "если...то...", согласно которым на основании входных данных генерировалось то или иное заключение по интересующей проблеме. Выбранная модель являлась основой для создания экспертных систем первых поколений, которые были достаточно удобны как для разработчиков, так и для пользователей-экспертов. Однако с течением времени было осознано, что дедуктивная модель моделирует один из наиболее редких подходов, которому следует эксперт при решении проблемы.

На самом деле, вместо того, чтобы решать каждую задачу, исходя из первичных принципов, эксперт часто анализирует ситуацию в целом и вспоминает, какие решения принимались ранее в подобных ситуациях. Затем он использует эти решения или же адаптирует их к обстоятельствам, изменившимся для конкретной проблемы. Моделирование такого подхода к решению проблем, основанного на опыте прошлых ситуаций, привело к появлению технологии логического вывода, основанного на прецедентах (по-английски – Case-Based Reasoning, или CBR), и в дальнейшем – к созданию программных продуктов, реализующих эту технологию.

В ряде ситуаций метод вывода по прецедентам имеет серьезные преимущества по сравнению с выводом, основанным на правилах, и особенно эффективен, когда: