ОСОБЕННОСТИ МАКРОМАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Тихоненко О.А.
Донецкий национальный технический университет
Беличенко А.Ф., к.э.н.


Источник: Актуальні проблеми економічного і соціального розвитку регіонів України: Тези Всеукр. наук.- практ. інтернет-конф. (Дніпропетровськ, 16-26 листопада 2009 р.) У 2 т. - Т I. - Дніпропетровськ: ДДФА, 2009. - 402 с., с. 280-281


      Для успешного практического решения сложных государственных задач, возникших в Украине к этому времени в условиях экономического кризиса, нестабильной политической ситуации, некорректной работы органов законодательной власти, необходимо использовать все доступные инструменты и методы.
     В данном случае становится актуальной проблема совершенствования и развития государственного маркетинга как важного средства повышения эффективности государственного управления, направленного на сбалансированное развитие всех регионов страны и сфер экономики.
     Целью данной статьи является выработка основных путей развития государственного маркетинга, а также предложение методов реализации этих путей, которые помогут скоординировать действия всех субъектов хозяйствования для повышения общей эффективности экономики в целом.
     Несмотря на наличие позитивного влияния мирового финансово-экономического кризиса (появление новых рыночных ниш за счет ухода с рынка структур со слабыми позициями, широкие возможности для реализации инновационных проектов), преобладает действие негативных факторов таких как: высокий уровень бюрократизации, нехватка творчески активных, инициативных предпринимателей, отсутствие достаточной поддержки со стороны государства.
     Анализ динамики развития субъектов малого предпринимательства (рис. 1) показывает, что, начиная с 2007 года, существует тенденция сокращения количества малого предпринимательства в Украине. Данные за 2009 год получены путем прогноза на основе аппроксимированных данных за 2000-2008гг.



     Рис. 1 – Динамика роста малого предпринимательства [1]

     Рассмотрим возможные пути решения проблемы снижения количества малых предприятий, с привлечением активного использования государственного маркетинга:
  • Проведение широкомасштабных маркетинговых исследований, целью которых определить приоритетность развития отраслей экономики по регионам с учетом наличия необходимого для этого ресурсного потенциала.
  • Развитие сети исследовательских институтов, статистических служб, увеличение количества периодических изданий по экономической тематике, расширение Интернета. Общедоступность правдивых конкретных данных о состоянии региональных рынков, отдельных предприятий для повышения эффективности принятия предпринимателями решений относительно будущего их фирм.
  • Оперативная реакция государства на изменение экономической ситуации как внутри страны по регионам, так и за рубежом, что предотвратит возможность получения ряда компании сверхприбыли за счет спекулятивной деятельности в изменившихся условиях рынка.
  • Повышение имиджа малого предпринимательства. В частности привлечение предпринимателей к развитию АПК путем проведения разъяснительных работ о преимуществах, возможностях, перспективах развития сельского туризма и открытия малого бизнеса в данной сфере. Поощрение кооперации малых молокоперерабатывающих предприятий в ассоциации и создание специальных центров сбора молока от мелких фермеров с использованием арендованного доильного аппарата. Это позволит быть уверенным в качестве полученного сырья и снизить себестоимость готовой продукции.
  • Государственная поддержка социально направленного молодежного предпринимательства в виде возможности участия в валютных аукционах, привлечение инвесторов к пополнению Фонда поддержки малого бизнеса путем позиционирование выгодных условий (скидки при получении кредитов).
  • Систематизация сбора и свободный доступ к информации о судовых решениях по поводу выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, проверок и штрафов. Создание компетентных комиссий, контролирующих целевое использование выданной денежной помощи малым предприятиям.
         Таким образом, использование государственного маркетинга позволит повысить эффективность малого предпринимательства и увеличит количество предприятий в данной сфере.

    Литература

    1. Данные информационного ресурса государственного комитета статистики Украины. – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
    2. Другов А.А., Сафин А.Р., Сендецкая С.В. Государственный маркетинг как важный фактор совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами в обществе//Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №4.