АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Тихоненко О.А.
Донецкий национальный технический университет
Руководитель: Дмитриева О.А.


Источник: Науково-технічний розвиток: економіка, технології, управління [Текст] Матеріали Х Міжнародної науково-практичної конференції, м. Київ, 19-22 квітня. - К.: НТУУ "КПІ", 2011. - 192с., С. 65


      На сегодняшний день в условиях растущей конкуренции каждое предприятие стремится выпускать такой ассортимент продукции, который будет максимально удовлетворять комплексу требований быстротекущей рыночной среды. Следовательно, в наиболее выигрышной позиции окажется руководитель, способный эффективно определять привлекательность тех или иных рынков, прогнозировать в реальном времени финансовые поступления, планировать объем производства и продаж, расходы, эффект от инвестиций.
      Для того чтобы вовремя корректировать стратегию производства в соответствии с изменившимися внешними условиями в работе используется методика T.E.M.P.L.E.S. [1], которая позволяет рассмотреть и проанализировать большое количество влияющих на деятельность предприятия внешних факторов, сгруппированных по категориям Технология, Экономика, Рынок, Политика, Законодательство, Экология, Общество.
      Далее в каждой из этих групп факторов выбирается ряд специфических показателей, изменение величины которых существенно для принятия управленческого решения относительно будущей стратегии выпуска продукции. Для показателей такого набора факторов происходит сбор статистической информации, анализ ее достоверности и наличия среди данных выбросов. С помощью модели прогнозирования временных рядов ARIMA [2], в работе анализируются имеющиеся тенденции изменений и выполняется прогноз значений каждого из показателей на определенный промежуток времени. Риск, или вероятность, неверного прогноза исследуемых показателей рассчитывается по формуле:
α= количество правильно спрогнозированных значений / общее количество прогнозных данных*100%
      К каждой группе факторов применяется SWOT-анализ [3], в результате которого выявляются скрытые угрозы и возможности на пути к реализации намеченных планов.
      В отличие от обычного SWOT-анализа в работе при составлении вспомогательных матриц возможностей и угроз были использованы не обобщенные «качественные» данные, характеризующих текущее состояние предприятия на рынке, а конкретные статистические данные с рисками принятия управленческих решений.
      Таким образом, в распоряжении у руководителя появляется рабочий адаптационный механизм принятия решений, который позволяет заранее спрогнозировать, какие изменения ожидают предприятие в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.
      Эффект от реализации предприятием механизма адаптации к внешней среде будет проявляться в виде:
  • снижения затрат (материальных, энергетических, информационных) на производство;
  • повышения конкурентоспособности;
  • максимизации благополучия предприятия в целом в долгосрочной перспективе.

Литература

  1. А. М. Гершун Анализ внешней среды бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_3634/ . - Загл. с экрана.
  2. В. И. Суслов, Н. М. Ибрагимов, Л. П. Талышева, А. А. Цыплаков Эконометрия. – Новосибирск: Изд. «Новосибирский государственный университет», 2005. – 742с.
  3. Ю. Г. Учитель, М. Ю. Учитель SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации. – М.: Изд-во «Либроком», 2010. – 328 с.