ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мардарь С.С., Красностанова Н.Э., Почетов В.В.



Источник: http://www.nbuv.gov.ua/articles/ospu/opu_98_2/5_9.htm


    Процесс управления любым предприятием - это серия экономических решений по использованию различных ресурсов для получения ожидаемой экономической выгоды. Общим для всех решений является базовый принцип "экономического компромисса" получаемых выгод и фактических издержек. В этом контексте все деловые решения можно отнести к трем основным областям:

- инвестирование ресурсов,

- производственная деятельность, через использование этих ресурсов,

- сочетание источников финансирования, обеспечивающее создание фондов под эти ресурсы.

    Основой успешного управления является логически связанный набор стратегии развития предприятия, инвестиционных целей, целей основной деятельности и финансовой политики, где все эти элементы усиливают друг друга, а не конфликтуют.

http://www.nbuv.gov.ua/articles/ospu/opu_98_2/5_9.htm

Рис. 1. Конкурентный статус фирмы и стратегические капиталовложения


    Для успеха стратегии предприятия важен уровень стратегических инвестиций в ту или иную зону хозяйствования, обеспечивающих конкурентный статус на основе масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также масштабов деятельности предприятия в целом. Как экономическая теория, так и здравый смысл говорят о том, что рентабельность работы предприятия в определенной стратегической зоне хозяйствования (СЗХ) будет пропорциональна сделанным в эту зону капиталовложениям. Известно, что рентабельность описывает кривую, подобную кривой на рис. 1, иллюстрирующей зависимость конкурентного статуса фирмы и уровня стратегических капиталовложений, где по горизонтали откладывается полный объем ресурсов, затрачиваемых в данной СЗХ [1]. В каждой СЗХ есть минимальный уровень капиталовложений - критическая точка объема на границе прибылей и убытков. Как бы блестяще ни была разработана стратегия предприятия, как бы ни были высоки ее мобилизационные возможности, стратегические инвестиции ниже критической точки объема не дадут отдачи. Кривая показывает, что существует точка оптимального объема - тот уровень капитальных вложений, при превышении которого отдача начинает снижаться, как в связи с замедленной реакцией крупной организации, так и в силу бюрократизации крупной фирмы. Следовательно, первым шагом в определении положении предприятия в СЗХ является определение ее относительных инвестиционных позиций в перспективе, а именно выработка и оценка инвестиционной стратегии.

http://www.nbuv.gov.ua/articles/ospu/opu_98_2/5_9.htm

Рис. 2. Взаимосвязь отдельных этапов процесса управления инвестиционной деятельностью предприятия


    Из изложенного следует, что политика управления инвестициями предприятия — это часть общей стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных путей расширения объема активов для обеспечения основных направлений его развития. Следует отметить, что процесс стратегического управления инвестиционной деятельностью получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля. Формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей предприятия. В свою очередь, процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает свое наиболее деятельное завершение в оперативном управлении реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса управления инвестиционной деятельностью предприятия. Формы взаимосвязи отдельных этапов процесса управления представлены на рис. 2 [2]. Разработка инвестиционной стратегии, хотя в основном и ориентированная на долгосрочные цели (поле И.С.— 3), включает также отдельные среднесрочные (поле И.С. — 2) и краткосрочные (поле И.С. — 1) элементы, которые впоследствии ведут к выработке конкретных управленческих решений при формировании инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов. Так, например, в процессе разработки инвестиционной стратегии предприятия может быть предусмотрено увеличение доли реальных инвестиций в производственной сфере в течение 5 лет до 40 %, в том числе в среднесрочном периоде до 30 % (поле И.С. — 2), и в краткосрочном (текущем) периоде до 20 % (поле И.С. — 1). В процессе формирования инвестиционного портфеля, ориентируясь на направления инвестиционной стратегии (поле И.С. — 3) и реализуя стратегические задания среднесрочного периода (поле И.С. — 2) менеджер определяет состав основных инвестиционных проектов в рамках отдельных инвестиционных программ (поле И.П. — 2). Одновременно прорабатываются сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных программ и проектов, включая и задачи их реализации в краткосрочном (текущем) периоде (поле И.П. — 1). Оперативное управление реализацией инвестиционных программ и проектов (поле О.У. — 1), ориентируясь на сформированный инвестиционный портфель (поле И.П. — 2) и задачи его реализации в текущем периоде (поле И.П. — 1) должно предусматривать разработку мероприятий по выполнению инвестиционных программ в разрезе отдельных проектов, а в необходимых случаях - подготовку решений о "выходе" из отдельных программ или проектов.

   Формирование инвестиционной стратегии предприятия должно базироваться на прогнозировании инвестиционного климата и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что является довольно трудоемким процессом, требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста предприятия. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу компании и задачам ее развития. Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к последней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер, согласовывается по целям и этапам реализации и является одним из главных факторов обеспечения развития предприятия в соответствии с общей экономической стратегией.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - К.: Итем, 1995.

3. Шарп У., Александр Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997