ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Зинченкова О.Ю.


Источник: Крымская межвузовская электронная библиотека (www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/knp/155/knp155_41-43.pdf)

Экономика Украины постепенно трансформируется в рыночную, определяющими чертами которой является функционирование различных форм собственности, свободное предпринимательство, конкуренция во всех ее формах, рыночное ценообразование, прибыль и другие категории присущие товарно-рыночному хозяйствованию. В системе категорий рыночной экономики большое значение имеет прибыль, которая имеет сложную структуру и является еще не достаточно изученной экономической наукой [1. c.37].

Эволюция взглядов на экономическую природу прибыли раскрыта в работах известных ученых в области политэкономии, экономики промышленности, бухгалтерского учета, финансов и т.д. Вместе с этим динамика экономических условий требует систематического расширения и углубления теоретических взглядов и усовершенствования механизма повышения прибыли.

В экономической литературе вопросу прибыли, проблемам её управления на предприятии и формированию элементов экономического механизма повышения эффективности функционирования предприятия широко рассмотрены как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Этим вопросам посвящены работы французького экономиста Андре Бабо, английских исследователей Артура Томпсона и Джона Формби, а также Мильтона Фридмана, Девида Соломона, А.-Л. Шадо, Фридриха Найта, Франсуа Перру, Ф. Махлупа, российских ученых М.М. Крейниной, С.Л. Вигодського, В.В.Ковальова, С.А. Кошечкина, М.С.Мокия, Л.Г. Трубочкиной, А.Д.Шеремета, Р.С. Сайфулина, Н.В.Колчиной, Я.В.Соколова, отечественных ученых И.О.Бланка, В.И. Иващенка, Л.Г. Мельника, В.Г. Гриньовой, А.В. Сидоровой, П.В. Осипова, О.О.Орлова и других [2. c.38].

Управление прибылью является очень важным вопросом для предприятия, что обусловило актуальность данной темы, а именно: относительную природу прибыли; её роли и значения в деятельности предприятия; правомерность и всеобщность рассмотрения прибыли как объекта управления; инструментария управления прибылью, необходимость теоретического обоснования такого комплексного инструмента, как механизм управления прибылью предприятия и разработки практических рекомендаций относительно организации его функционирования.

Концепция прибыли как экономической категории постоянно развивалась и претерпела значительные изменения и в наше время, в экономической литературе существуют различные точки зрения относительно прибыли как экономической категории.

Общепринятым считается, что прибыль, как экономическая категория, представляет собой преобразованную форму части вновь образованной стоимости – дополнительного продукта. Как расчетная величина, прибыль представляет собой разницу между отпускной ценой продукта и её полной себестоимостью, а также затратами, определенными действующим законодательством. В случае, когда цена ниже себестоимости, их разница составляет величину убытка. Расчет прибыли позволяет установить, на сколько эффективно ведется хозяйственная деятельность. Таким образом, прибыль – конечный финансовый результат предпринимательской деятельности, важнейший обобщающий показатель, оценочный показатель функционирования предприятия в области предпринимательства и бизнеса [4, c.83].

Для эффективности управления прибылью используются многие факторы, которые зависят и не зависят от предпринимательской деятельности предприятия. К внутренним факторам относятся: изменение объема производства и реализации продукции; изменение остатков нереализованной продукции; изменение уровня себестоимости изменение в продуктивности труда; изменение в структуре продукции, что выпускается и реализованной продукции; качество продукции [5, c.33-34].

Одновременно на величину прибыли, его объем динамику влияют факторы внешнего характера. Практически вне сферы действия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на необходимые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, а также природно-географические, транспортные и другие условия. Перечисленные факторы влияют на значение прибыли не прямо, а через себестоимость и объем реализованной продукции.

Относительно упрощенной методики в экономической литературе, основными факторами увеличения прибыли, которые зависят от деятельности предприятия, являются: увеличение объемов производства и реализации продукции, снижение её себестоимости, улучшение ассортимента и качества продукции. Эти факторы срабатывают при стабильных экономических уровнях хозяйствования. В условиях неглубокого экономического кризиса, спада производства, роста цен и инфляционных процессов влияние этих факторов приобретает непредвиденный характер. Например, при увеличении затрат на производство продукции и спада производства, прибыль может расти высокими темпами в результате постоянного увеличения цен. К факторам, которые зависят от предприятия, относятся также уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, её продуктивность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

На рисунке 1 представлена характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики [2, c.39-41].

Рис. 1. Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики

Для эффективного управления прибылью предприятия необходимо сформировать систему управления прибылью, которая включает шесть основных блоков: цель, принципы и задачи управления, механизм управления, организационное обеспечение, методы анализа прибыли, контроль по выполнению плана с прибыли. В процессе управления прибылью предприятия важное место занимают методы управления, которые являются способами и приемами влияния управленческой системы. Методы управления прибылью связаны с функциями управления: планированием, организацией и контролем.

Они позволяют выработать и реализовать стратегию и тактику управления процессом формирования, увеличения и распределения прибыли, что тесно связано с ростом и развитием предприятия. Росту прибыли предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность [1, c.38-39]:

  1. ускорением товарооборачиваемости;
  2. уменьшением массы издержек;
  3. увеличением нормы прибыли путем повышения цен.

Использование методов управления на коммерческих предприятиях Украины предусматривает применение контролинга, как комплексного инструмента управления прибылью предприятия. Этот метод показал, что определенные черты контролинга – рассеивание управленческих действий и усилий относительно многих аспектов деятельности предприятия – не позволяют признать его подходящим инструментом управления прибылью предприятия, основным призванием которого является обновление стимулирующей функции прибыли и финансовое обеспечение стратегического развития предприятия. Поэтому в качестве комплексного инструмента лучшим признан организационно-экономический механизм.

Управление прибылью путем использования налогового планирования дает возможность предприятиям не уменьшать налоговые обязательства, а более эффективно планировать финансовые потоки, эффективность инвестиционной деятельности, увеличить влияние предприятия в своем сегменте рынка, создать максимально эффективную систему управления производством, планирования и анализа, что, в свою очередь, будет влиять на максимальное увеличение реальных финансовых результатов и позиций предприятия на макроэкономическом уровне [6, c.92].

Нестабильное политическое положение в стране, существенно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому необходимо дополнительное изучение зарубежного опыта ведущих экономистов, с целью изоляции доходов предприятий от политических сил государства.

Формируя стратегию предприятий по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания, так как прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности [3. c.193].

Зарубежные специалисты (И. Шумпетер, Андре Бабо и др.) выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к коммерческому предприятию такими типами будут:

При наличии инноваций первого типа прирост прибыли обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой прибыли в цене нового товара. Второй тип инноваций не сопровождается ростом нормы прибыли (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы прибыли благодаря росту товарооборота. Третий тип инноваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж (при эластичности спроса на товар по цене выше 1), которое позволит увеличить массу прибыли; либо не изменять цену продаж, тогда прибыль возрастет благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода (при эластичности ниже 1). Результатом внедрения инноваций в организационно-управленческой сфере должен стать рост производительности труда, ускорение оборачиваемости запасов, повышение эффективности использования всех ресурсов, снижение издержек обращения.

Другой аспект зарождающий прибыль связан с общеизвестной аксиомой: деньги должны приносить новые деньги, т.е. деньги должны быть вложены в дело. И это дело должно приносить доход. Предприниматели, стремящиеся получить все большую прибыль, должны использовать возможность ее получения при благоприятных условиях. Такие ситуации могут возникнуть в результате действия различных факторов внешнего характера: порожденные характером производственной деятельности; возникающие из-за существующей структуры рынка; связанные с общехозяйственной конъюнктурой; возникающие благодаря воздействию инфляции. Однако, высокая инфляция оказывает отрицательное воздействие на экономику. Происходит обесценивание активов, возрастают запасы, а тем самым расчетное повышение прибыли не соответствует реальным денежным ресурсам, которые компания могла бы использовать, например, для финансирования капиталовложений. Кроме того, с ростом инфляции резко падает покупательная способность населения, что в свою очередь снижает объем покупок или сделок. Инфляция выгодна для компаний, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты [3. c.195].

Таким образом делая вывод необходимо отметить, что в условиях современного экономического развития страны и формирования реальной самостоятельности предприятий прибыль получила новый смысл, поскольку в рыночных условиях она выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности какого- либо предприятия, но и стимулом его деятельности. Прибыль является главной решающей силой рыночной экономики, обеспечивающая интересы государства, собственников, персонала предприятия. Для эффективного управления прибылью необходимо усовершенствование существующих и разработка новых инструментов управления, разработки механизмов и стратегии управления прибылью, которые отвечают современным экономическим условиям деятельности украинских предприятий. Однако у каждого отдельного предприятия существуют свои проблемы управления прибылью, которые требуют детального рассмотрения со стороны самого предприятия. Чтобы план роста доходов предприятия (фирмы, компании, АО) стал реальностью, необходимо постоянно заботиться о том, чтобы сохранить имеющиеся денежные ресурсы и приумножить их [1, c.85].


Источники и литература

  1. Отпущеннікова О.Н. Вибір методів управління прибутком // Економіка. Менеджмент. Підприємництво. Зб. наук. праць Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. Вип. 9. – Луганськ: СНУ ім. В. Даля, 2002. – С. 37-43.
  2. Нестерова С.В. Методика розподілу прибутку на підприємствах власності працівників// Вісник Технологічного університету Поділля. Економічні науки. – 1998. - №3. –С.38-42.
  3. Карпенко Л.М. Керування формуванням прибутку підприємства у процесі інвестиційної діяльності // Соціально-економічні дослідження в перехідний період. – Львів, 2002. – Вип.2, ч.1. – С. 193-197.
  4. Марюта О.М., Елисеева О.К. Адаптивное управление прибылью предприятия // Финансы Украины. – 2004. – № 3. – с. 83-89.
  5. Кожанова Е.П., Коюда О.П. Факторний аналiз прибутку. // Фiнанси Украiни. –1999. – №4. –С.33-40.
  6. Левченко Н.М. усовершенствование механизма управления финансовыми результатами предприятия. // «Дни науки» в Гуманитарном университете «ЗИДМУ», 2007. – С.91-93.