АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

Т. В. Кондрашкина ст. гр. ЭТЭК-10, В. Ф. Лысяков, к.т.н., доц., проф.
Донецкий национальный технический университет

Источник: Экономика и маркетинг в условиях всемирной интеграции: проблемы, опыт, передовое мнение— 2011 / Матеріали Всеукраинской научно - практической конференции — Донецьк, ДонНТУ — 2011, с. 108-110


На сегодняшний день в Украине в области кадровой политики сложилась довольно противоречивая ситуация, которая характеризуется с одной стороны значительным уровнем безработицы среди специалистов, имеющих высшее образование, с другой — нехваткой высококлассных специалистов на предприятиях. Целью данной работы является анализ аспектов сохранения квалифицированных кадров.

Довольно долго в нашей стране квалифицированные специалисты рассматривались не более чем трудовой или человеческий ресурс, сейчас же кадры воспринимаются как залог и неотъемлемый атрибут успешной деятельности фирмы. Поэтому таким важным стало сохранение квалифицированных работников, особенно на фоне тенденции массового переманивания кадров другими фирмами.

Прежде всего, следует отметить причины, по которым сотрудники увольняются с работы. Во первых, это недостаточная заработная плата. Причем к этому фактору следует относиться осторожно, потому что подчиненные всегда будут считать свою заработную плату низкой и не упустят возможности манипулировать начальником с целью ее повышения. Поэтому необходимо следить, чтобы оплата труда в компании не намного отличалась от оплаты труда на соответствующих должностях в компаниях — конкурентах. Важно следить за тем, чтобы размеры оплаты труда максимально соответствовали объему и сложности проделанной работы, иначе у сотрудников пропадает желание делать свою работу качественно и в полном объеме, а так же психологически возникает чувство униженности, недооцененности и желание покинуть занимаемое место. Кроме установления адекватных размеров заработной платы, важным моментом денежной мотивации является вознаграждение за работу, выполненную сверх должностных обязанностей. Отсутствие подобных вознаграждений влечет за собой нежелание выполнения дополнительных задач, при том, что такие задачи неизбежно возникают на любом предприятии и иногда требуют незамедлительных решений. Однако, размер вознаграждений должен быть грамотно просчитан, потому как слишком высокий их размер может так же негативно сказаться на работе сотрудника, а именно, выражаться в более халатном отношении к своим прямым обязанностям и чрезмерном рвении к дополнительным поручениям, что так же негативно отразиться на деятельности фирмы.

Второй, не менее важной причиной увольнения с работы сотрудников, является чрезмерное нервное напряжение и подверженность стрессам на рабочем месте. Некоторые работодатели, размещая объявления о приеме на работу сотрудников, стали даже указывать такое желаемое качество будущего работника как «стрессоустойчивость», что говорит о том, что многие уже столкнулись с высокой текучестью кадров в связи с рассматриваемым фактором. К сожалению, в современном мире невозможно снизить уровень стрессовых ситуаций, эмоциональной и психологической нагрузки на работника, потому что скорость производственных и рыночных процессов растет, а с ней и давление на каждого конкретного сотрудника. Поэтому в данном случае одной из функций фирмы является обеспечение качественного отдыха для своих работников. Под отдыхом подразумевается как время отпуска, так и время рабочего перерыва. Что касается отпусков, то здесь задача предприятия сводится к полной или частичной оплате путевок в санаторно-курортные учреждения для сотрудника и его семьи или же выплаты достаточно высоких «отпускных». Грамотная организация отдыха сотрудников во время рабочего перерыва является одним из наиболее важных условий продуктивной работы. Все чаще отечественными компаниями внедряется опыт зарубежных фирм. Наиболее популярной и эффективной в этом вопросе оказалась организация специальной комнаты отдыха, где создается обстановка домашнего уюта, сотрудники имеют возможность пообедать, пообщаться и отвлечься на время от своих служебных обязанностей. Зарубежные работодатели говорят, что в данном случае действует принцип: «Как работник отдохнул, так он и будет работать».

Еще один аспект неудовлетворенности работой и, как следствие, смены места работы это отсутствие карьерного и профессионального роста. Потребность в самореализации находится на вершине пирамиды потребностей Маслоу. Однако, в жизни высококвалифицированных сотрудников удовлетворение именно этой потребности играет решающую роль. Поэтому структурная схема персонала предприятия, а так же схема задач и обязанностей сотрудников должна быть построена таким образом, чтобы каждый работник имел возможность повышать свои профессиональные знания и навыки. Это не всегда должно выражаться в повышении в должности и продвижении по карьерной лестнице, иногда достаточно поручать сотруднику более ответственную работу, чтобы он имел возможность профессионально совершенствоваться и проявлять творческую составляющую. Так же к этой задаче можно отнести профессиональное обучение сотрудников и повышение квалификации за счет фирмы.

Таким образом, чтобы сохранить персонал, необходимо создавать для сотрудников комфортные условия труда, вовремя выявлять причины неудовлетворенности работников организацией трудового процесса и, главное, не экономить на своих сотрудниках, потому что, как известно, «кадры решают все».

Литература

  1. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm053.html — Название с экрана.
  2. Наиболее эффективные методы мотивации персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.prostobankir.com.ua/layout/set/print/hr/stati/naibolee_effektivnye_metody_motivatsii_personala — Название с экрана.
  3. Вся правда о мотивации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=808 — Название с экрана.