Приложение к диплому как средство обеспечения возможности трудоустройства

Месяц А.Ю
Донецкий национальный технический университет


Источник: Эссе по дисцеплине "Болонский процесс" - Донецьк, ДонНТУ - 2011.


Вхождение в европейское пространство требует построения соответствующей системы образования. Приложение к диплому должно служить четким отражателем знаний студента. Болонская система создает четкие грани дифференциации оценок студента. Данный подход имеет цель определение и фиксацию знаний, получаемых в процессе обучения. Документальным выражением знаний студента является приложение к диплому. Сегодня приложение к диплому должно стать критерием квалификации студента.

Соответствие уровня квалификации уровню работ, может быть безболезненно обеспечено в случае объективной оценки уровня квалификации выпускника в его приложении к диплому. Основной задачей становится создание условий для максимальной самореализации и справедливой оценки студентов. В этом случае мы избегаем ошибок при отборе персонала несоответствующего оценкам. В целом объективное оценивание имеет глобальную цель – повышение эффективности деятельности не только преподавателей, но и государства.

В случае отсутствия справедливого отражения знаний выпускника в приложении к диплому оно теряет свой смысл. Работодателю необходимо затрачивать время, возможно и ресурсы, для выявления реальной компетенции выпускника. Это создает большое неудобство, вызванное неэффективностью системы образования и отсутствием реализма. Болонская система предполагает, что приложение является зеркальным отражение компетенции выпускника в определенном виде деятельности. От этого зависит эффективность внедрения Болонского процесса в систему образования Украины.

Работодатели с осторожностью берут студентов, окончивших ВУЗы с отличием, многие из них не соответствуют своим дипломам. Это создает психологический дискомфорт и парализует эффективную деятельность, как работодателей, так и выпускников. Болонская система предоставляет возможности обучения и трудоустройства за рубежом. Единая система оценивания отождествляет критерий компетентности выпускников, интегрируя системы образования европейских стран в единое пространство.

Естественно, национальный аспект играет в большинстве стран большую роль. В некоторых европейских странах рабочее место предоставляется иностранцу только в том случае, если необходимые специалисты отсутствуют в данном государстве. Но все же, приложение к диплому с принятием Болонской системы способствует более глубокому сотрудничеству украинских ВУЗов с за рубежными, и расширяют границы трудоустройства выпускников украинских ВУЗов.

За один год Болонская система не начнет давать особые результаты. Необходимо тщательно обдумывать направления по ее приспособлению и реализации. Также очень важно приспособить европейскую систему к национальному менталитету. Приложение к диплому – это ключевой результат, позволяющий трудоустроится как в Украине, так и за ее пределами. Но для достижения этого результата необходимо на протяжении всех студенческих лет усердно работать на себя и свое будущее. Болонская система создает фундамент для непрерывного совершенствования самореализации, накопления знаний, навыков, отраженных в приложении к диплому.