RUS | ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ

 РефератСсылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел


Источник: http://www.boell.de/intlpolitics/europetransatlantic/europe-transatlantic-green-new-deal-in-ukraine-10562.html

 Будет ли Новый Зеленый  Курс в Украине? Сектор энергетики и модернизации национальной экономики

Дмитрий Науменко, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций

(перевод с английского языка Новосельцева Д.С.)



    Недавний мировой экономический кризис выявил ряд проблем, которые ставят под угрозу устойчивое развитие современного общества. Структурных недостатки в регулировании финансового сектора и неустойчивость модели производства и потребления в мировой экономике привели к сильнейшим снижением мирового ВВП и повышению уровня безработицы, когда-либо зафиксированному со времен Великой депрессии 1930-х годов. Как разработанный президентом США Рузвельтом "Новый курс" - ряд экономических программ, принятый Конгрессом в 1930 году - в Европа сегодня популярны Новая Зеленая  стратегия  предложенная партиями Зеленых в Европе как возможный ответ на вопросы, связанные с проблемами мировой экономической системы .Новый Зелёный Курс направлен на преодоление как экономических и экологических последствий кризиса, так и на   создание стабильного числа рабочих мест для граждан Европы.

Использование энергии в различных странах (кг нефтяного эквивалента на душу населения). Источник: Показатели мирового развития 2007 года.


    Основа зеленого Нового Курса состоит из двух центральных направлений реформ:
    1.Основные структурные изменения  национальных и международных финансовых систем, включая налогообложение;
    2.Устойчивые инвестиции в энергосбережение и возобновляемые источники энергии.
   

    Новый Зелёный Курс основан на концепции экологической промышленности, или эко-индустрии. По данным Евростата  установлено, что эко-отрасли промышленности, занимающиеся производством товаров и услуг должны контролировать, предупреждать ограничивать, минимизировать или устранять экологический ущерб наносимый воде, воздуху и почве, а также заняться решением проблем, связанных с отходами, шумом и созданием эко-систем. Это квключает  инновации и более чистые технологии, продукты, услуги, которые снижают риск для окружающей среды и сводят к минимуму загрязнение окружающей среды и использования ресурсов. "

    Тем не менее, Зеленый Новый Курс должен быть более чем просто технологическая платформа для эко-индустрии. Она должна опираться на видение, которое показывает, что зелёная модернизации промышленности рассматривается в долгосрочной перспективе. Чтобы утвердиться в ЕС, Новый зелёный Цурс долен стать основой структурных изменений на стратегическом уровне, на уровне той или иной политики ЕС, и на уровне программ.
    Если Новый Зелёный Курс стал официальным направлением стратегии ЕС, он также будет движущей силой и главным инструментом политики для Европейской политики "соседства", которая направлена на модернизацию национальной экономики в странах Восточной Европы. Реализация этого курса в соседних восточных странах позволит усилить их структурное обновление и способствовать развитию новой эко-индустриальной модели экономического роста, что приведет к увеличению производительности и одновременно предотвратит загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. В то же время, эти страны представляют стратегический интерес для ЕС по вопросу энергетической безопасности Союза, так как Россия является крупнейшим поставщиком нефти и природного газа в Европу, а Украину, Беларусь и Грузия владеют магистральными путями газа и нефти для транзита в Европу. В частности, модернизации секторов этих стран энергия будет играть важную роль в успешной реализации Зеленый Новый курс, влияющие устойчивой энергетической политики, цели, которые предусматривают значительное сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) и широкое развитие возобновляемых источников энергии. Кроме того, повышение эффективности существующих мощностей в энергетическом секторе в соседних восточных стран будет иметь огромное влияние на безопасность природного газа и поставок нефти в ЕС. Тем самым, стимулируя развитие новых моделей для энергетических рынков в странах Восточной Европы на основе Нового Зелёного Курса  в рамках европейской политики "соседства", ЕС будет вносить свой вклад как для модернизации национальных экономик и обеспечение собственной энергетической безопасности.
    Для успешного продвижения Нового Зелёного Курса в Восточной Европе, европейская политика "соседства" должна разработать четкое понимание, что энергетические секторы соседних восточных стран  имеют ряд институциональных недостатков, которые необходимо преодолеть в первую очередь для дальнейшей модернизации национальных экономик. Анализ применимости Зеленого Курса в Восточной Европе проводится и для Украины - очень важного звена в модернизации стран Восточной Европы.
    Экономика Украины имеет ряд проблемных зон, которые препятствуют развитию новой модели экологических отраслей. Эти проблемы заключаются в следующем:
       1.Высокий уровень потребления энергии, частично из-за расточительного использования природных ресурсов;

       2.Недостаточность инвестиций в производство, развитие и реструктуризацию  национальной промышленности и энергетики;

3.Вялым внедрение новых, экологически чистых технологий;

4.Слабая институциональная основа национальной экономики, в результате непрозрачной и монополизированных рынков, в том числе энергетического сектора.
   

    В результате, Украина потребляет в три раза больше энергии, чем страны ОЭСР, в два раза больше, чем новые члены ЕС в Восточной Европе (Венгрия, Польша, Словакия и Болгария), и на 30 процентов больше, чем Россия. Помимо негативных экономических эффектов, чрезмерное потребление энергии в сочетании с устаревшими производственными технологиями приводит к существенному выбросов парниковых газов в атмосферу и отходов природных ресурсов. Украина имеет огромный потенциал для снижения энергопотребления. Международное энергетическое агентство (МЭА) подсчитало, что даже незначительное повышение энергоэффективности может позволить украинской экономике перейти к снижению потребления энергии к 2030 году эквивалентному общего потреблению энергии в Соединенном Королевстве в 2004 году.
    Газ по-прежнему составляет почти 40 процентов потребления энергии в Украине, Украина была 15-й по величине потребителем газа в мире в 2010 году. Она потребляет больше газа, чем в Польша, Румыния, Чехия, Венгрия и Словакия вместе взятые. Даже при более активных усилиях по энергосбнрежению, Украина будет оставаться одним из самых интенсивных в мире потребителем энергии в среднесрочной перспективе и, следовательно, будет зависеть от импорта, особенно из России. Согласно оценкам МЭА, потенциал для снижения выбросов углекислого газа в украинском секторе, в случае применения имеющихся технологий, составляет 700 кг на тонну произведенной стали, против глобального среднем 300 кг на тонну.
    Национальная промышленность Украины основана на использовании сильно устаревшего оборудования с низкой производительностью и высоким экологическим уровнем загрязнения. Двадцать шесть процентов основных фондов в отечественной промышленности действует на протяжении более 26 лет и почти 50 процентов работает уже более 10 лет. Но самая серьезная проблема, существующая в украинском секторе производства и использование энергии объектами, которые  полностью устарели и несут серьезные риски для устойчивого развития национальной экономики и окружающей среды. В 2006 году  срок службы 92,1% оборудования тепловых электростанций истек и 63,8 % из них были полностью изношенных и требовали замены на новые в ближайшем времени. Общая сумма капитальных вложений, необходимых для ремонта тепловых электростанций и линий электропередач были оценены правительством на уровне $ 50 млрд в ценах 2006 года. Украина в газотранспортной системы (ГТС) также требует значительных инвестиций, чтобы стать безопасной и эффективной по международным стандартам. В Брюссельской декларации, подписанной в мае 2009 года - Украина, ЕС, и международные организации оценили необходимые инвестиции для полной реабилитации ГТС на уровне $ 2,75 миллиарда. Эти инвестиции позволят сократить потребление топлива, сокращение выбросов парниковых газов и снижения риска прерывания природного газа и электроэнергии в Европу.
    Развитие энергетического сектора в Украине серьезно сдерживается слабой институциональной структурой энергетического рынка, включая сильную зависимость от рыночных регуляторов на решения правительства, ухудшение рыночного ценообразования, сильным перекрестным субсидированием между промышленностью и сегментами бытового рынка в вопросе использования государством природного газа и электроэнергии. Отсутствие конкуренции и принципы ценообразования, направленные на устранение  дефектов в регулируемых государством сегментах энергетического рынка, приводят к постоянным потерям финансов внутри государства и различных фирм, а также к недостатку средств. Тем временем, помимо ускорения  роста национальной экономики, устойчивое развития энергетического сектора Украины, имеет решающее значение для энергетической безопасности в Европе, в частности потому, что Украина остается одним из главных транспортных коридоров для русского природного газа, экспортируемого в ЕС. Около 70 процентов газового экспорта России в Европу проводяться через Украину. Национальная энергетика также имеет значительный потенциал для расширения экспорта электроэнергии в Европу, но в настоящее время её уровень ограничен из-за отсутствия единых стандартов передачи с Европейской сетью операторов систем передачи электроэнергии и за ее низкой совместимости со стандартами Европейского электроэнергетического сектора.
    Первый реальный шаг к созданию конкурентного рынка энергии  соответствующего положеням ЕС был сделан в 2009/2010 учебном году, когда на рынках природного газа и электроэнергии цены на экспорт были стандартизированы. Закон «О принципах работы рынка природного газа" предусматривает юридическую самостоятельность правительства, как регулятора для рынков газа и электроэнергии, создание Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) - и участников рынка создания фона для установления справедливых, экономически обоснованных цен. В соответствии с законом,  сегменты вертикально интегрированных монополий должны быть разделены в 2012 году; клиенты получат право выбирать поставщиков газа с 2015 года. Совместно с точным ценообразованием, это откроет газовый рынок для конкуренции, улучшение эксплуатационных характеристик газовых компаний, а также привлечёт инвестиции.
    Доля возобновляемых источников энергии во внутреннем потреблении энергии низкая, но увеличивается. Основным источником является гидроэнергия, что составило 2,4 % потребления первичной энергии страны в 2009 году, по данным BP. Потребление биомассы также увеличилось в сельских районах, особенно в качестве топлива для систем централизованного теплоснабжения. Власти мало уделяют внимание экологическим вопросам, но эта ситуация медленно меняется. Хотя власти приняли различные планы по увеличению использования возобновляемых источников энергии, внедрение отстает. Действующее законодательство направлено на поощрение инвестиций в альтернативные источники энергии, такие как солнечная энергия, геотермальная энергия,  энергия ветра, путем предоставления экономических стимулов. Парламент ввел "зеленые тарифы" для так называемой альтернативной электроэнергии и тепла, которые установлены НКРЭ, и, по крайней мере вдвое выше, чем стоимость электроэнергии на оптовом рынке.
    Кроме того, власти не спешат использовать возможности, предоставляемые Киотским протоколом. Украина ратифицировала Киотский протокол в феврале 2004 года, а в ноябре 2007 года получила окончательные требования, необходимые для начала его реализации. Однако Киотский договор начал действие только в 2009 году, что вызванного финансовыми и экономическими проблемами страны. В марте 2009 года Япония купила 30 млн. тонн единиц установленного количества (ЕУК или, что эквивалентно 30 мил. Тонн углекислого газа). Это составило доходы целевых экологических программ, в том числе проектов по возобновляемым источникам энергии.
    Подводя итог, модернизации национальной экономики, Украина должна завершить уже начатые  важные реформы в энергетическом секторе, направленные на модернизацию и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. С этой целью, Европейская политика "соседства" должна быть направлена на поощрение лучших моделей энергетического рынка и регулирования, что принесёт пользу  Украине. Следует изменить приоритеты энергетической политики Украины в сторону Нового зелёного Курса, который принесет новые стандарты качества в области энергоэффективности и экономии использования ограниченных природных ресурсов. Всесторонняя поддержка  привлечения инвестиций для обеспечения нужд национального энергетического сектора и  развития возобновляемых источников энергии должно быть важным элементом европейской политики "соседства", тем самым обеспечивая возможности для финансирования национальных проектов модернизации. Кроме того, она должна содействовать международному сотрудничеству по энергетическим вопросам как, например,страны Балтийского моря практикуют подобные инициативы, чтобы помочь координировать усилия по модернизации энергетического сектора в соседних странах. В случае успеха, лучших европейских моделей Нового Зелёного Курса и внедрения современных моделей эко-отрасли, будет обеспечено полное соответствие  амбициозным целям по снижению выбросов ПГ , установленные на 2020 год, а также установлены высокие стандарты для новых технологий в традиционных и возобновляемых источниках энергетического сектора в Европе.

 


Главная


ДонНТУ