Битва началась

Energy Global Bringing you the power of information

Перевод с английского: Песчанский А.С.


Источник:http://www.energyglobal.com
http://www.energyglobal.com/sectors/coal/articles/An_examination_the%20major_players_competing_in_mine_privatisation_in_the_Ukraine.aspx


В Июле, Правительство Украины объявило о реорганизации рынка угля на 2011 - 2014. План предполагает ликвидацию нерентабельных шахт, либерализацию торговли и приватизацию. Три основных участника будут бороться за приватизацию шахт: System Capital Management (SCM), ArcelorMittal и Русские. Китай также может участвовать в борьбе.

Яблоко раздора

Запасы угля в Украине составляют 117.5 млрд. т общего веса. Добыча угля упала за последние три года с 80.3 млн. т в 2006 году до 70,4 млн. т в 2009 году. В первом полугодии этого года, Украина увеличила добычу угля на 2,7%, однако страна может и не повторить показатели 2008 года. Украина является нетто-импортером коксующегося угля за последние шесть лет, но страна самодостаточна в добыче энергетического угля.

До приватизации, государственные шахты добывали 100% угля от всей добычи страны, то есть все. Активная приватизация началась в 2002/03 и, к 2009 году, добыча частных шахт составляла 45% добычи угля, в том числе 55% коксующегося угля. Украинские власти продолжали контролировать 55% добычи угля. Государственные шахты обеспечивали электростанции углем (38% поставок). Коксующийся уголь представляет только 19% бизнеса.

Самообеспеченность - это мантра

Добыча Коксующегося угля в производстве в Украине доминировала до 2005 года, когда он составлял 58% от добытого угля. Начиная С 2006 года, добыча коксующегося угля в Украине сократилась, в 2009 году до 33%. Существует 12 коксохимических заводов в Украине, которые в общей сложности производят около 20 - 22 млн. т кокса. Все эти объекты были приобретены сталеварными предприятиями, чтобы обеспечить свои заводы, СКМ и «Донецксталь» стали самыми успешным среди них. Украина – по прежнему является нетто-экспортером энергетического угля. Внутренние потребности страны составляют 43 - 45 млн. тонн, а его экспорт энергетического угля в Европу и Грузию - 4,6 млн. т.

Главный претендент.

SCM обеспечивает себя 77% угля от своих коксохимических установок; 23% -импортируется, в основном из России. Однако, начиная с июля, когда СКМ приобрела 75% долю второго по величине Украинского металлургического завода, ММК Им. Ильича, как следствие, ситуация изменилась. SCM теперь должен поставлять кокс и на это предприятие. Кроме того, КОМПАНИЯ недавно приступила к модернизации металлургического завода "Азовсталь", с целью замены природного газа на кокс. Эту идею планируют свершить к 2015 году. Это будет также стимулировать спрос кокса.

В результате коксохимические заводы SCM, должны увеличить производство кокса до 8 млн. тонн в год, но это будет означать, что возможность поставки будет составлять лишь 50 - 55% от всего спроса. Возможная стратегия-увеличить поставки с UCC, но есть препятствия, которые делают это сложным процессом. Еще один вариант-увеличить импорт угля из России, но это может привести к политическим проблемам.

Участие в приватизации может быть хорошим решением для "СКМ". Для достижения 100% самостоятельного питания от Украинских источников, SCM необходимо приобрести Макеевуголь и Добропольеуголь, или любое из этих двух предприятий вместе с несколькими мелкими шахтами. В Марте 2010 года, компания ввела 1,7 млрд. грн. долга в судебные процессы против ВМС. Если SCM удастся установить контроль над ВМС, придется увеличивать поставки угля и для завода ВМС. В этом сценарии, спрос SCM на коксующийся уголь может вырасти до 13 млн. тонн в год, что повлечет за собой необходимость покупки Макеевуголь, Добропольеуголь и большинство небольших шахт, а также увеличить импорт UCC для достижения 100% самостоятельного питания. В настоящее время, ДТЭК обеспечивает 100% поставок энергетического угля на электростанциях. SCM заинтересованность в покупке двух крупнейших производителей антрацита в Украине, Свердловскантрацит и Ровеньки-Антрацит, таким образом, могут быть определены "косвенные" причины. Первая причина заключается в том, чтобы заменить виды битуминозного угля на антрацит. Другая причина становится явной, если SCM планирует приобрести новые электростанции в Украине. Власти до сих пор не решили, что делать с государственными электростанциями, но разумно предположить, что их приватизации, -это один из возможных вариантов.

Индийский кандидат

ArcelorMittal владеет крупнейшим в Украине металлургическим комбинатом, котрый не является активным. Компания имеет несколько вариантов для обеспечения себя углем. Вариант возник после планов Украинского Правительства касающихся приватизации угольной промышленности: Arcelor может купить либо Макеевуголь или Добропольеуголь. Покупка мелких угольных шахт, таких как Краснолиманская или Щегловская-Глубокая, будет также частично удовлетворять требованиям.

Теперь медведь смотрит на запад

Существует ряд потенциальных претендентов на Украинские угольные шахты. Среди Русских, первым в списке является Evraz. Он должен решить три проблемы, с поставками угля на коксохимические заводы в Украине. Во-первых, компенсировать дефицит импорта из России после Распадской аварии. Второе - решить вопрос, о поставке угля в Украину. В настоящее время она имеет тот же потенциал в Украине, что и "Арселормиттал Кривой Рог", то есть, для того, чтобы достигнуть 100% самостоятельно питания, предприятие должно выкупить либо Макеевуголь, либо Добропольеуголь, или ряд более мелких угольных активов.

Третья задача может возникнуть, если Evraz действительно стоит за недавним приобретением 51% ВМС, и компания продолжает увеличивать долю. В таком случае, "Евраз" также должна будет снабжать стальные фабрики ВМСs, что приведет к необходимости покупки предприятий Макеевуголь и Добропольеуголь, для обеспечения полностью самостоятельно питания. Другой сценарий будет создание других предприятий в Украине под контролем России. В таком случае, новому участнику придется покупать Макеевуголь или Добропольеуголь для саомообеспечения коксующимся углем. Российская заинтересованность в украинском энергетическом угле не так уж и очевидна. Они могут покупать антрацитовые шахты на поставку Украинских электростанций. Они также могут покупать шахты энергетического угля в Украине - но это не так вероятно, как сценарий коксующегося угля.

Спрос с востока

Китай всегда хотел управлять цепочками поставок - таким образом, приватизации в угольной промышленности Украины - это шанс, который Китайские инвесторы не могут упустить. Однако, при этом, Китай встретится с логическими задачами: для того, чтобы экспортировать с рельс необходимо решить проблемы с русскими относительно экспорта угля в Азии. Китай является потенциальным игроком в игре с украинскими шахтами, но вовлечение страны в борьбу за шахты только зарождается.

Литература

  1. http://www.energyglobal.com/sectors/coal/articles/An_examination_the%20major_players_competing_in_mine_privatisation_in_the_Ukraine.aspx