ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — КЛЮЧ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

Макогон Б. П., главный специалист отдела по вопросам науки Донецкой облгосадминистрации, кандидат физико-математических наук, доцент


Источник: http://innov.dn.ua/statyi/34-innovacionnaya-deyatelnost-klyuch-k.html


С каждым годом становится все понятнее, что попытки вывести экономику Украины из кризиса без активного привлечения достижений отечественной и зарубежной науки обречены на провал. Тем не менее в последнее время по отношению к науке используется, по выражению В.П.Семиноженко, «тактика отложенных приоритетов». То есть все понимают необходимость научно-технологического и образовательного развития, нет ни одного политика, который был бы против этого, но при жестком выборе приоритетов науку сразу же отодвигают на задний план. Самыми яркими подтверждениями такого положения дел являются наши государственные бюджеты и отчеты об их исполнении. Реальное состояние дел отображает истинную расстановку государственных приоритетов, из которых практически полностью исключена научно-технологическая сфера. А это обусловливает, в свою очередь, угрозу потери Украиной возможностей развивать и реформировать в дальнейшем свою экономику на современной научно-технологической основе, как это делается в развитых странах.

Для начала не лишним будет вспомнить слова Рональда Рейгана: «Мы даем деньги на науку не потому, что богаты, а мы богаты потому, что даем деньги на науку». Это наглядно свидетельствует о том, что в высокоразвитых странах наука вместе с образованием и обороной относится к стратегической части государственных бюджетов, чего не скажешь об Украине. Вклад украинской науки в решение экономических проблем и развитие общества в целом зависит не только от объемов финансирования, но и от эффективности использования вложенных в нее средств. Справедливости ради необходимо отметить, что в постоянном сокращении средств на сферу «Наука и научное обслуживание» есть доля вины и самой науки. Сейчас ситуация такова, что прикладная наука не может достаточно быстро адаптироваться к новым условиям, а промышленность — использовать имеющиеся научно-технические и технологические разработки. Между наукой и промышленностью существует определенный разрыв, который необходимо ликвидировать. Как известно, науку можно разделить на академическую и прикладную. Первая нуждается в государственной поддержке, так как сама зарабатывать деньги не может, но подпитывает вторую. Прикладная же наука должна быть реальной производительной силой, но для этого ее необходимо нацелить на получение конкретного результата, а вкладываемые в нее средства — использовать максимально эффективно.

Наиболее рациональное расходование средств на стадии практической реализации достижений прикладной науки обеспечивает инновационная деятельность. Что она собой представляет? Как развивалась за рубежом и какой накоплен опыт?

Инновационная деятельность привлекает средства для выполнения научно-технических и технологических разработок, освоения производства и продажи инновационной продукции, которой могут быть новые высоколиквидные технологии, машины, оборудование, товары народного потребления, информационные услуги, управленческие решения, образовательные программы. То есть речь идет о самом широком внедрении научных достижений во всех сферах деятельности путем коммерциализации науки. Если инвестиционная деятельность сопряжена с определенным риском, то инновационная является рисковой в квадрате и потому относится к венчурному бизнесу. Она предполагает создание и реализацию цепочки «научно-исследовательская работа — опытно-конструкторская разработка — налаживание и освоение производства — выпуск инновационной продукции — продажа инновационной продукции — получение прибыли» с минимальными затратами времени и средств. Инновационной деятельностью нельзя заставить заниматься или ввести ее приказным порядком. Она является саморегулирующимся процессом, побудительной причиной которого является желание получить сверхприбыль от реализации новой конкурентоспособной продукции, а сдерживающим моментом — повышенная степень риска. Процесс пойдет самопроизвольно только тогда, когда первая причина будет сильнее второй. Именно поэтому в США, Англии, Франции, Японии и других развитых странах инновационная деятельность поощряется экономическими методами за счет предоставления ее субъектам существенных льгот как на государственном, так и на региональном уровнях: льготное финансирование инновационных структур и малого инновационного бизнеса, льготное налогообложение, льготная амортизационная политика и др. При этом обязательно учитываются потребности региона. Одной из ключевых проблем является организация взаимодействия двух важнейших сфер деятельности — науки и производства. Международный опыт инновационной деятельности свидетельствует о разнообразии форм и методов, применяемых в зависимости от политики государства в области научно-технического прогресса и взаимодействия разработчиков научно-технической продукции и производителей. Одной из самых распространенных форм такого взаимодействия стали технопарки.

Под технопарком понимается комплекс, объединяющий ряд научно-технических, производственных и информационных организаций, ядром которого являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, промышленные предприятия с высоким удельным весом внедряемых научно-исследовательских работ. Технопарки создаются в крупных городах с целью объединения усилий научно-исследовательских, опытно-конструкторских организаций, промышленных предприятий и коммерческих структур для реализации всех циклов инновационного процесса (исследование — разработка — внедрение — производство — сбыт продукции — возврат кредита и получение прибыли). Основная цель технопарка — сокращение периода между созданием новшеств и их внедрением в производство и получение высокой прибыли в результате продажи продукции с новыми или улучшенными свойствами. В Украине инновационная деятельность развивалась по двум направлениям. Во-первых, она была поддержана на государственном уровне путем образования в 1993 году Государственного инновационного фонда (ГИФ). Созданные во всех областных центрах региональные отделения ГИФ принимали к рассмотрению инновационные предложения от государственных и частных организаций и после прохождения государственной экспертизы и выполнения всех предусмотренных процедур выдавали им беспроцентные ссуды на возвратной основе. Получение беспроцентного кредита на три года для разворачивания производства и выпуска инновационной продукции явилось достаточно сильным стимулом. Вторым направлением инновационной деятельности в Украине была работа по созданию инновационных структур (технопарков, инновационных центров, инновационных инкубаторов). Законодательная и методическая базы для их развития начали разрабатываться в 1996 году.

Сейчас можно констатировать, что работа по созданию технопарков только начинается. В связи с этим понятен путь киевских и харьковских ученых, которые образование своих технопарков реализовали через принятие Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт электросварки имени Е.О. Патона», «Институт монокристаллов». В соответствии с ним участники выполнения инновационных проектов НДС и налог на прибыль не перечисляют в бюджет, а используют на научную, научно-техническую деятельность и развитие своих научно-экспериментальных баз. Кроме того, они освобождаются от уплаты сборов в ГИФ, от обязательной продажи валютной выручки, освобождаются от таможенных сборов и НДС при импорте сырья, которое не производится в Украине. При наличии таких сильных льгот эти технопарки должны заработать.

Как обстоят дела с инновационной деятельностью в нашей области?

Донецкое региональное отделение ГИФ лучше всего сработало в 1997 году, когда на финансирование инновационных проектов было выдано около 18 млн. грн. Его тесное взаимодействие с отделом науки облгосадминистрации и Донецким научным центром НАН Украины позволило подготовить к 1998 году портфель инновационных проектов на сумму более 100 млн. грн. Их реализация, к сожалению, была приостановлена из-за непоступления средств из Киева. Сейчас он трансформируется в связи с образованием Украинской государственной инновационной компании. Нет существенных положительных сдвигов и в направлении, связанном с образованием и функционированием инновационных структур. С трудом держатся на плаву около 40 частных научно-производственных предприятий инновационной направленности. Созданный в 1997 году по инициативе облгосадминистрации Донецкий инновационный центр не оправдал возлагавшихся на него надежд, и одной из причин этого явилось отсутствие для инновационной деятельности каких-либо льгот. Этим же объясняется и то, что в Донецке до сих пор не создан технопарк, хотя вопрос этот обсуждался в некоторых вузах и научно-исследовательских институтах, а в мае 1999 года рассматривался на заседании бюро Донецкого научного центра НАН Украины, где было принято решении о создании рабочей группы для наработки материалов по его созданию.

Экономическую привлекательность инвестиционной деятельности в нашей области придает возможность получения льгот в соответствии с Законом Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». Однако его недостатком является то, что он не разделяет все поступающие инвестиционные проекты на инновационные и неинновационные и первые не имеют никаких преимущественных льгот по сравнению со вторыми.

В связи с этим видится два пути повышения экономической привлекательности инновационной деятельности в нашей области. Первый предполагает повторение пути киевских и харьковских ученых — через разработку Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности Донецкого научно-технологического парка». Второй предполагает внесение изменений в действующий Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». Они должны тем инвестиционным проектам, которые имеют четко выраженную инновационную направленность, предоставлять такие же льготы, какие предусмотрены в вышеупомянутом Законе Украины о трех технопарках. Кроме того, для инновационных проектов необходимо убрать или существенно снизить минимальный объем инвестиций в 1 млн. дол. США. Этот путь даже более сильный, чем первый, так как активизирует инновационную деятельность всех организаций и предприятий, а не только тех, которые вошли в технопарк.

Оба пути непросты, особенно в свете проводимой сейчас работы по отмене ранее предоставленных льгот. Вероятно, во многих случаях это и оправданно, но инновационная деятельность еще только ждет своего стимулирования со стороны государства, без которого она просто не будет развиваться. Полная отмена всех льгот только на первый взгляд ставит всех в равные условия. На самом деле это далеко не так. Гораздо выгоднее вкладывать деньги в производство по известным, отработанным технологиям алкогольных и табачных изделий, которые продаются населению за «живые» деньги и обеспечивают их быстрый оборот, чем в производство наукоемкой продукции, где уровень рисков несоизмеримо выше.

Не вызывает сомнений, что инновационную деятельность в области необходимо развивать и активизировать. Определенный оптимизм внушает то, что в послании Президента Украины Верховной Раде в качестве стратегического приоритета выдвинута «наработка и реализация государственной политики, направленной на структурную перестройку промышленности и развитие инновационной модели экономического роста, утверждения Украины как высокотехнологического государства».

Конкретные механизмы реализации этого положения в нашем регионе должны найти место в Программе научно-технического развития Донецкой области до 2020 года, разработку которой инициировала облгосадминистрация при активном участии научной общественности и поддержке со стороны промышленников и коммерческих структур.


Ссылки:


www.cci.donbass.com