Государственные финансовые гарантии защиты инвестиций:проблемы и перспективы

В.А. Орлова


Источник:: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/eiou/2008_3/12%20-%20Ek%203-2008.pdf


  Опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что одной из важных проблем является проблема формирования государственной политики по созданию режима благоприятствования участию иностранных инвестиций в развитии экономики страны. В процессе формирования инвестиционной политики одним из важнейших вопросов является вопрос предоставления гарантий участникам инвестиционной деятельности. Инвесторы при выборе страны для вложения инвестиций основными проблемами, как правило, называют уровень правовой защищенности инвестора и предусмотренные законодательством страны, принимающей инвестиции, государственные гарантии защиты инвестиций.

  Проблемы предоставления гарантий субъектам инвестиционной деятельности исследуются как учеными и практиками зарубежных стран, так и Украины [1–4]. Однако мало исследований посвящено вопросам защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, если законодательство, которым предусмотрены государственные гарантии относительно инвестиций, носит нестабильный характер.

  Целью данной статьи является исследование проблемы предоставления финансовых, в том числе налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности и перспективы правовой защиты инвестиций, в также выработка предложений по совершенствованию использования инвестиционного потенциала в Украине.

  Известно, что стратегией экономического и социального развития Украины принята инвестиционно–инновационная модель [5]. На сегодняшний день для развития экономики страны действительно особенно актуальным становится привлечение прямых иностранных инвестиций, поскольку это не только способствует оздоровлению национальной экономики, но в дальнейшем будет способствовать вхождению Украины в систему мирового экономического хозяйства.

  Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время выделяют несколько форм иностранного инвестирования, основными из которых являются: прямые иностранные инвестиции, контрактные или финансовые, а также средние и долгосрочные кредиты и займы ссудного капитала.

  В Украине наиболее четко законодательно урегулированы вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций, которые предусматривают заинтересованность иностранных инвесторов в продолжительном существенном влиянии на управление предприятиями–резидентами с целью получения прибыли.

  Исследования показывают, что Украина относится к числу развивающихся стран с ограниченными внутренними финансовыми ресурсами, а также испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов. Кроме того, серьезной проблемой для экономики Украины являются существующие противоречия между эффективностью использования иностранных инвестиций и объективной необходимостью увеличения привлекаемых инвестиций в отдельно взятые регионы.

  Исследования современных проблем привлечения иностранных инвестиций свидетельствуют о том, что транснациональных инвесторов при принятии решений относительно размещения инвестиций, как правило, интересуют политическая и социально–экономическая стабильность в стране, в которую могут быть направлены инвестиции. При этом изучаются не только потенциальные возможности рынка сбыта продукции, товаров, услуг, но и правовая стабильность в стране, уровень адаптации системы налогообложения к международным стандартам.

  Международный опыт свидетельствует о том, что, например, страны–члены ВТО получают значительные преимущества, среди которых, в первую очередь, называется рост иностранных инвестиций. Однако членство в ВТО имеет и негативные последствия для тех стран, в которых крупные субъекты предпринимательства работают эффективно благодаря многочисленным финансовым льготам, предусмотренным действующим законодательством, которое не соответствует международным стандартам или принятой международной практике.

  В феврале 2008 года Генеральный совет ВТО одобрил вступление Украины во Всемирную торговую организацию и, по мнению Президента Украины Виктора Ющенко, Украина в целом готова к полноправному членству в ВТО, а присоединение Украины к ВТО — важный и необходимый шаг к обеспечению стабильного экономического роста страны и ее интеграции в мировую экономическую систему.

  По мнению международных экспертов, законодательные акты Украины в сфере налогообложения требуют приведения их в соответствие с международными стандартами или внесения изменений в действующее законодательство. Все это ведет к нарушению принципа стабильности формирования налоговой системы.

  Исследования проблем привлечения иностранных инвестиций свидетельствуют, что их объем зависит от уровня гарантий защиты и правового механизма их обеспечения, предусмотренных законодательством стран –участников инвестиционных проектов.

  В Украине государственные гарантии для субъектов инвестиционной деятельности предусмотрены Конституцией Украины от 28.06.1996 г., целым рядом Законов Украины: «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.1991 г., «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.1996 г., «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. и др.

  Основополагающим нормативно–правовым актом в сфере хозяйственной деятельности является Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г., содержащий ряд норм, которые регулируют осуществление инвестиционной деятельности в Украине, а также защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности. Кроме того, следует отметить, что Хозяйственный кодекс Украины предусматривает государственные гарантии защиты участников инвестиционной деятельности, среди которых можно выделить следующие:

  • гарантии защиты от незаконных действий органов власти или их должностных лиц или принудительного изъятия инвестиций;

  • гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

  • применение государственных гарантий защиты иностранных инвестиций при изменении законодательства об иностранных инвестициях.

  Следует отметить, что при всем многообразии законодательных и нормативно–правовых актов Украины, предусматривающих государственные гарантии для субъектов инвестиционной деятельности, Хозяйственный кодекс Украины предоставляет инвесторам возможность воспользоваться реальными гарантиями для защиты своих интересов при изменении законодательства Украины. При этом главным преимуществом Хозяйственного кодекса Украины является то, что кодексом не предусмотрены ограничения для применения гарантий в случае изменения законодательства о режиме иностранного инвестирования и финансово–хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. В частности, статьей 397 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что в случае изменения законодательства о режиме иностранного инвестирования, по требованию иностранного инвестора, в случаях, не противоречащих законодательству, применяются государственные гарантии, предусмотренные законодательством, которое действовало на момент вложения инвестиций.

  Подъем экономического развития Украины принято связывать с широким привлечением иностранных инвестиций, начиная с 1994 г. Общий объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в национальную экономику на начало 2007 г., по данным Государственного комитета статистики, составил 21186,0 млн. долл. США или в 43,8 раза больше против 1995 года [6]. Наибольшие объемы прямых иностранных инвестиций поступили в Украину в период с 2004 по 2007 годы, то есть после принятия Хозяйственного кодекса Украины, законодательно закрепившего гарантии защиты иностранных инвестиций от изменения законодательства.

  При этом следует отметить, что несмотря на положительную динамику поступления прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, подавляющее большинство субъектов предпринимательства могут рассчитывать только на собственную прибыль, полученную по результатам финансово–хозяйственной деятельности, как на главный источник обеспечения инвестиционной деятельности.

  В сложившейся ситуации государство должно проводить инвестиционную политику с учетом региональных особенностей, поскольку в Украине региональные условия в значительной мере влияют на уровень эффективности инвестиционной деятельности. Как показывает практика, территория Украины для иностранных инвесторов при выборе объекта инвестирования не является единым инвестиционным пространством, а делится на ряд зон, привлекающих инвесторов своими социально–экономическими особенностями. Как правило, внимание инвесторов привлекают регионы, имеющие экономический потенциал, относительно лучшие условия для выживания и жизненно важные регионы, где сосредоточены предприятия машиностроения, электроэнергетики, угольной промышленности, легкой и пищевой.

  Донецкая область относится к числу наиболее привлекательных регионов. Общий прирост прямых иностранных инвестиций в регион по состоянию на 1 января 2007 г. составил 837,13 млн. долл. США. При этом привлечение инвестиций осуществлялось за счет денежных взносов, что составило свыше 80 % от объема поступлений. В области созданы зоны свободного предпринимательства — такие, как свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и технопарки. Создание зон свободного предпринимательства осуществлялось с целью обеспечения максимального привлечения инвестиций в экономику региона, нуждающуюся в оздоровлении и в устранении глубинных кризисных явлений. Для решения этих проблем, согласно данным независимых экспертов, ежегодно для формирования минимальной потребности в инвестициях практически необходимо привлекать извне не менее 2 млрд. грн. Исследования также показывают, что инвестиционное пространство в целом Украины и отдельных ее регионов имеет ощутимые преимущества: удобное экономико–географическое положение, богатые природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила и довольно высокая предпринимательская активность населения. Все это обязывает государство создавать необходимые правовые основы как для формирования национальных финансовых ресурсов, так и для привлечения иностранных инвестиций. Но при этом должна быть создана стабильная правовая база, с помощью которой участники инвестиционной деятельности могли бы достигать высокий экономический эффект.

  Практика показывает, что в Украине при наличии правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций, субъекты инвестиционной деятельности лишены государственных гарантий для защиты своих интересов при изменении законодательства.

  Одним из наглядных примеров может служить ситуация, сложившаяся в Украине после принятия Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год и другие законодательные акты». Этот Закон вступил в силу вопреки требованиям Закона Украины «О системе налогообложения» 31.03.05 г., и, согласно этому Закону, были отменены льготы и гарантии для инвесторов в СЭЗ, ТПР и в технопарках Украины.

  Принятие этого Закона очень негативно повлияло на инвестиционную деятельность, подорвало доверие инвесторов и надежность государственных гарантий. На предприятиях, где применялись ранее льготы, после их отмены начался процесс сокращения рабочих мест, сократилось число вновь создаваемых мест, приостановился процесс создания новых производств и модернизации действующих предприятий. Кроме того, отмена льгот и гарантий привела к увеличению количества безработных, к сокращению поступления в бюджеты всех уровней таких видов налогов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с доходов физических лиц. Это явилось следствием не только отмены налоговых льгот, но и тех нормативно–правовых актов, которые были ранее приняты с целью регулирования порядка осуществления производственно–хозяйственной деятельности на предприятиях, действующих в СЭЗ.

  Практика налогообложения подтверждает, что в этот период имело место двойное налогообложение хозяйственных операций, осуществляемых предприятиями в СЭЗ, поскольку контроль за уплатой НДС по таким операциям одновременно осуществляли таможенные и налоговые органы.

  Таким образом отмена законодательных актов на уровне высшего законодательного органа страны, закрытие СЭЗ и отмена финансовых льгот привели к потерям украинской экономики и утрате доверия к Украине со стороны инвесторов, к обострению социально–экономических и правовых проблем, что не способствует притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

  Указ Президента Украины «О мерах по улучшению инвестиционного климата в Украине» от 28.10.05 г. № 1513/2005 способствовал изменению отношения к стимулирующим режимам хозяйствования для инвесторов, которые работают в специальных (свободных) экономических зонах и на территориях приоритетного развития и выполняют условия договоров, заключенных до принятия указанного Закона Украины.

  Учитывая вышеизложенное, с целью повышения эффективности использования инвестиционного потенциала Украины целесообразно на государственном уровне решить ряд принципиально важных для национальной экономики вопросов:

  • возобновить льготный режим для инвесторов, добросовестно выполняющих свои инвестиционные обязательства, обусловленные договорами об инвестиционной деятельности;

  • обеспечить благоприятный инвестиционный климат для инвесторов, возобновив льготный режим для инвесторов и решив, в законодательном порядке, вопрос о пролонгации сроков действия льготных режимов;

  • принять Закон Украины о налогообложении доходов субъектов инвестиционной деятельности в СЭЗ, ТПР и проблемных территориях;

  • обеспечить беспрекословное соблюдение органами законодательной и исполнительной власти Украины принципов государственной регуляторной политики и государственных гарантий инвесторам.

  Считаем, что это будет способствовать политикам, правительству страны на высоком профессиональном уровне формировать имидж Украины в мировом сообществе, как государства с привлекательной инвестиционной средой и стабильно действующими льготными механизмами инвестирования.

Литература

  1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. — К.: МП «ИТЕМ» ЛТД; «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995. — 448 с.
  2. Проблеми розвитку податкової політики та оподаткування: Монографія /За заг. ред. проф. Ю.Б. Іванова — Х.:ВД "ІНЖЕК", 2007. — 448 с.
  3. Макогон Ю.В., Аптекар С.С., Абсаєва Л.О. "Інвестиційна політика в Україні: досвід, проблеми, перспективи". — Донецьк, 2003. — 292 с.
  4. Экономические стратегии стран СНГ и России: Монография. — М.: Изд–во РУДН, 2003. — 297 с.
  5. Послание Президента Украины Верховной Раде «Европейский выбор ». Концептуальные основы стратегии экономического развития Украины на 2002 – 2011 годы //www.rada.Kiev. ua.
  6. Державний комітет статистики України. Статистичний щорічник України за 2006 рік. — Київ. Видавництво "Консультант ", 2007. — 551 с.