Прямые инвестиции как одна из форм проникновения предприятий на международный рынок

Тихоновская О.А.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Маркетинг–дайджест — 2010 / Матеріали міжнародної науково–практичної інтернет–конференції викладачів, аспірантів та студентів. — Донецьк, ДонНУЕТ — 2010, с. 133–135.


В современных условиях, в связи с возрастающей интернационализацией производства и усилением международной взаимозависимости государств на мировом рынке всевозрастающее значение приобретает международный маркетинг.

Цель работы заключается в рассмотрении формы прямого инвестирования выхода предприятия на международный рынок.

Для любой фирмы, желающей включиться в международные экономические отношения, первостепенной задачей становится обеспечение успешного выхода на внешний рынок, что предполагает обращение к международному маркетингу. Международный маркетинг — особый комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг за пределами своей страны.

Одна из форм выхода компании на международный рынок — собственное сборочное или производственное предприятие. Прямые иностранные инвестиции дают самый высокий уровень контроля, который предприятие может иметь при выходе на внешний рынок. Возможны два метода прямых иностранных инвестиций: предприятие может создать новую компанию на внешнем рынке, что требует наибольших затрат, потому что предприятие должно создать новые контакты и каналы сбыта, выбрать место для новой компании, нанять работников, приобрести оборудование или предприятие может приобрести уже существующую иностранную компанию [1,с.383].

Прямые иностранные инвестиции обладают рядом преимуществ по сравнению с другими способами выхода на внешние рынки. Предприятие может полностью определять маркетинговую и сбытовую политику, что может быть особенно необходимо для крупных компаний, которые стремятся проводить единую политику на всех своих рынках. Это дает возможность более эффективной ценовой конкуренции, так как если товары производятся в стране сбыта, то не надо нести транспортных издержек, а также затрат, связанных с тарифами. Наконец, предприятие получает прямой контакт со своими клиентами на иностранном рынке и значит может полнее удовлетворять их требования, что повышает его конкурентоспособность.

Несмотря на все перечисленные преимущества прямых иностранных инвестиций, существуют и недостатки. При прямых иностранных инвестициях очень велик риск, связанный с девальвацией иностранной валюты, политической нестабильностью, спадом на рынке и возможной национализацией имущества. К тому же иностранное правительство может налагать ограничения, препятствующие проведению политики компании в отношении своих товаров или их сбыта [2,с.341].

Без развития внешней торговли и международного маркетинга, невозможно осуществить переход к рыночным отношениям. В настоящее время доля Украины в мировой торговле составляет меньше 1%. Поэтому интенсификация и оживления работы в этом направлении есть одним из самых важных задач современного экономического развития нашей страны. Однако вступление Украины в мировое хозяйство происходит очень медленно и непоследовательно. Основными причинами, сдерживающими выход отечественных предприятий на внешние рынки с инвестированием, являются следующие: нечетко выраженная специализация страны в международном разделении труда, отсутствие свободных капиталов в сфере материального производства, низкий уровень конкурентоспособности отечественных товаров, отставание в сфере международного маркетинга, существующие различия в уровне потребления на внутреннем и внешнем рынках [3,с.405].

Таким образом, сотрудничество Украины с зарубежными странами, в частности в сфере международного маркетинга, является необходимым условием дальнейшего развития маркетинговой деятельности в нашей стране, которое необходимо для стабилизации экономического положения и продвижения в направлении рыночного хозяйства.

Литература

  1. Эриашвили Н.Д. Маркетинг:Уч. для вузов. — М.: ЮНИТИ–ДАНА,2000.— 623 с.
  2. Минько Э.В. Маркетинг: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 351 с.
  3. Новицький В.Е. Международная экономическая деятельность Украины: Учебник. — К.: КНЕУ, 2003. — 948 с.