КТО НА НОВЕНЬКОГО? (ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ)

Фомченкова Л.В., канд. экон. наук, доцент
Смоленский филиал МЭИ


Источник: http://www.creativeconomy.ru/library/prd727.php


На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2 300 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на США, 30% – на Японию и 16% – на Германию, в то время, как доля России не превышает 0,3% [1]. Среди факторов, препятствующих инновациям, руководители отечественных промышленных предприятий обычно называют низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития научно-исследовательской базы предприятий, отсутствием условий для освоения новейших научно-технических достижений [2].

Характерной чертой современных инновационных процессов на предприятии является тесная взаимосвязь стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации должны определять главное направление развития промышленного предприятия. Однако в современной теории стратегического управления инновационные стратегии относятся к стратегиям функционального уровня, что не позволяет рассматривать инновации как главный конкурентный ресурс и важный фактор развития предприятия в современных условиях хозяйствования.

Низкая инновационная активность российских промышленных предприятий приводит к снижению конкурентоспособности отечественной экономики. Переход предприятия к инновационному стратегическому управлению на современном этапе развития экономики позволит найти резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.

В течение последних десятилетий доминирующая практика менеджмента изменилась. Фокус управления сместился от достижения экономической эффективности предприятия к обеспечению качества, гибкости, инновационности решений и созданию организационного знания. Это подтверждает эволюционная модель парадигмы инновационного менеджментаБолуина П. и Кумпе Т. [3], доработанная с учетом изменившихся с 2000 г. условий хозяйствования (рис.1).

Рис.1 — Доработанная эволюционная модель парадигмы инновационного менеджмента

В 2000-х годах управление знаниями стало важным инструментом повышения эффективности деятельности организаций. Характерной чертой современности является взаимопроникновение стратегического и инновационного управления. Это связано с тем, что инновации определяют основную линию перспективного развития предприятия. Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяет организации увеличить итоговую ценность для потребителей. Новые виды бизнеса дают возможность организации создать дополнительные источники денежного потока и, следовательно, увеличить стоимость акций, а также осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов. Такой кругооборот является основой роста и развития организации.

В последние десятилетия наиболее перспективные теоретические разработки связаны с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств. В связи с этим в качестве основы создания и реализации стратегического инновационного потенциала предлагается использовать организационное знание. В табл. 1 приведены результаты сравнительного анализа стратегического, инновационного менеджмента и менеджмента знаний.

Инновационный потенциал промышленного предприятия – это мера его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели посредством реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразова¬ний и внедрения инновации [4]. В современных условиях хозяйствования от состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии.

Инновационная стратегия определяет линию поведения предприятия в сфере научных исследований и разработок, направленную на формирование инновационного потенциала, достаточного для изменения внешнего окружения и способствующего достижению долгосрочных целей, а также эффективной реализации конкурентной стратегии.

Инновационная стратегия должна быть согласована со стратегией развития предприятия. Для этого может быть использована матрица, приведенная на рис. 2, которая в отличие от известных, при выборе стратегии развития учитывает конкурентную позицию и инновационный потенциал промышленного предприятия.

Рис.1 — Матрица стратегий развития промышленного предприятия

Таким образом, основной задачей руководителей промышленных предприятий на стратегическом уровне является умелое сочетание управления знаниями с общей стратегией, постоянную переоценку интеллектуального капитала предприятия в соответствии с его долгосрочными целями. Реализация инновационного потенциала происходит в процессе осуществления инновационной стратегии и стратегии развития организации. Высокий инновационный потенциал позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей на основе постоянных инноваций в процессе производства и реализации товаров и услуг.


Список использованной литературы:


1. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 1.

2. Фомченкова Л.В., Дли М.И. Анализ факторов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях международной экономической интеграции // Вестник МЭИ. – 2005. – № 2.

3. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.

4. Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент. – М.: "Финстатинформ", 2000.