ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Томаш Александр Михайлович

Томаш Александр Михайлович

Экономический факультет
Специальность: Управление инновационной деятельностью

Жесты и мимика человека

Введение


Разнообразие жестов и мимики Речь - это язык нашего сознания, то мимика, жесты и движения тела - это язык подсознания. Подсознание всегда говорит правду, даже если этого не хочет обладатель этого «Подсознания». Нам лишь остается научится различать эту речь.
Изучение языка телодвижения, можно сравнить с изучением иностранного языка. Но следует помнить, что для разных наций, этот язык может быть так же разным. Психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80% сообщения доносится за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Жесты и мимика сами по себе спонтанны и не выполняются по «приказу» мозга. А из-за этого можно сказать что, телодвижениям можно доверять значительно больше, чем словам человека.
Язык телодвижения можно подделывать, но на очень короткое время, поскольку вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.
Хотелось бы отметить, что подделывать и подражать языку тела в течение долгого периода времени трудно, но полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.
На картинке, которая находится слева, вы можете наблюдать разнобразие мимики и тот с какой скоростью они меняются в одной и тойже ситуации. (картинка взята с http://www.liveinternet.ru/tags/.../.) В наше время эта тема имеет большую популярность, но по крайней мере я не считаю себя знатоком в этой области. Данная тема была выбрана лишь из-за личного интереса и любопытства. Мне кажется, что не стоит пытаться выявить что-то новое или описать то, что уже описано. Ниже, Вашему внимание, будут представлены статьи, которые стали мне наиболее интересны и поучительны.

Основная часть

1. История изучения невербального общения
Изучение невербальных сигналов общения основательно началось в ХХ столетии, когда психологи, нейрофизиология, социология и ряд других наук накопили достаточно знаний для того, чтобы изучать мир жестов, мимики, интонаций и телодвижений, их роль в процессе общения.
Невербальное общение является естественным, и некоторые его особенности проявляются у человека за долго до того, как он начинает разговаривать, то есть осваивать вербальную речь. Лишь в последних десятилетиях прошлого века, когда вышла книга Юлия Фаста о невербальном общении, люди начали интересоваться этим вопросом глубоко и с любопытством. Тело каждого из нас – это инструмент для передачи информации, этот процесс порой происходит помимо воли личности. Труд Юлия Фаста, который увидел мир в 1970 году, основан на разработках психологов-бихевиористов, занимающихся вопросами языка тела.
Помимо ученых невербальными сигналами общения интересовались актеры. В то время, когда существовало немое кино, мимика и жесты были едва ли не единственными способами передачи информации от актеров к зрителям. Дальнейшие исследования невербального общения продолжались на стыке ХХ и ХХI столетий. Психолог Альберт Мейерабиан задался вопросом изучением невербального общения. В ходе исследований Мейерабиан установил, что вербальное общение, лишенное интонации голоса, логических акцентов, эмоциональных включений, которое происходит на одном тоне и громкости, является информативным лишь на 12 %. Это значит, что после такого разговора, в котором будут отсутствовать не только мимика и жесты, но и звуковые сигналы, в памяти собеседников останется лишь незначительная часть информации, которую они услышат друг от друга.
В дальнейших исследованиях Мейерабиан установил процент информативности слов, произнесенных с добавлением звуковых невербальных сигналов. Он составляет 38. Это значит, что 38% из всего услышанного люди запоминают и полностью осознают, если, разговаривая, их оппонент выделяет голосом важные фрагменты текста, делает смысловые акценты на словах, позволяет себе паузы, смены темпа речи и другое. Если же в разговоре используется весь арсенал вербальных и невербальных сигналов доступных человеку, его речь становится максимально информативной – на 55%. Единомышленник Мейерабиана, психолог Бердвислл, проводил подобные исследования и заявлял о том, что невербальное общение является результативным на 65%, в то время, как вербальное несет только 35% информации.
Отдельного внимания заслуживает теория, возникшая в конце ХХ столетия о том, что вербальная речь используется в большей мере для передачи информации общего характера, в то время как невербальная эволюционно возникла и развивается вместе с личностью для выражения межличностных отношений между людьми, вступающими в акт общения.[1]
2. Жесты обмана
Как узнать, что человек лжет? Распознавание невербальных жестов, сигнализирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения умений, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением человека.
Итак, какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет?
Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу.
Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Мы уже говорили о том, что дети совершенно откровенно используют жесты, свидетельствующие об обмане. Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками. Когда человек взрослеет, его жесты, с использованием рук у лица, становятся более утонченными и менее заметными, но они все равно имеют место, Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он при" рыкает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете!
Одной из наиболее удручающих картин для выступающего является вид аудитории, где все до одного держат руки у рта во время сто выступления. В небольшой аудитории или при общении с глазу на глаз будет разумно приостановить свое сообщение и обратиться к аудитории с вопросом: "Не желает ли кто-нибудь прокомментировать сказанное мной?" Это позволит аудитории выска-зать вес свои возражения, а вам даст возможность уточнить свои высказывания и ответить на вопросы.
Когда человек лжет, покрывает ложь или дает лживые свидетельские показания. Эти жесты могут также обозначать сомнение, неу-веренность, вранье или преувеличение реального факта.
Доктор Десмонд Моррис проводил эксперимент с медицинскими сестрами, которым в условиях ролевой игры было дано указание сообщать пациентам неправду о их состоянии. Те сестры, которым приходилось обманывать, чаще использовали "рука-к-лицу" жесты, чем те, которые говорили правду свои пациентам. В этой главе рассматриваются различные "рука-к-лицу" жесты и условия, в которых они возникают. Защита Рта Рукой.
Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.
Жест "защита рта рукой" следует отличать от оценочных жестов, о которых речь пойдет далее в этой главе.
Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Хамфрей Богарт, когда ему приходилось играть роль гангстера или преступника, часто пользовался этим приемом при обсуждении своих преступных замыслов с другими гангстерами или во время допроса, чтобы с помощью невербальных средств подчеркнуть отсутствие искренности у своего персонажа.
Прикосновение к Носу.
В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.
Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них. Меня часто спрашивают: "А что, если у человека просто часто чешется нос?" Если чешется нос, то человек намеренно поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневаю-щимся в искренности слов говорящего.
Потирание Века.
Мудрая обезьяна говорит: "Не вижу греха", закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.
Известно выражение "Врать сквозь зубы". Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.[2]
3. Мимика и настроение человека
Мы часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на его лице.
При фокусировке внимания на лице собеседника наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения — мимику, и это вполне оправданно. Достоверность физиогномических выводов спорна, но по выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры лица, мы с достаточно большой долей уверенности можем делать те или иные психологические выводы.
Интерес. С первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или сжатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об интересе.
Радость. Радость — это одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур.
Улыбка. Выделяют три типа улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.
Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.
Как отличить фальшивую улыбку от искренней?
Фальшивой улыбке свойственна относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки.
Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметричной, с большим смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.
Несчастную улыбку описывают, как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, однако вопреки своим чувствам и их очевидности для окружающих, он пытается изобразить улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает такую улыбку — она малоубедительна, за ней, как правило, скрывается совсем иное мимическое выражение.
Удивление. В момент удивления наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание этой эмоции напоминает легкий удар электрическим током: наши мышцы мгновенно сокращаются, и мы чувствуем легкое покалывание от проходящего по нервам разряда, которое заставляет нас вздрагивать. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул — его внезапность порождает чувство неопределенности. Удивление легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.
Гнев. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на направленность агрессии.
При врожденном выражении гнева рот распрямляется, приобретая прямоугольную форму. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта становятся резко очерченными. Зубы стиснуты, иногда в этом состоянии человек скрежещет зубами. Чаще всего, это происходит абсолютно непроизвольно. Кстати, в состоянии сильного гнева человек может начать громко и «выразительно» смеяться.
В момент гнева брови сильно сдвигаются, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или «блуждают» по сторонам при воспоминании о тяжелом прошлом.
Стыд. Мимические выражения стыда и смущения схожи. Когда человек испытывает стыд, он прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют стремление стать меньше, чем он есть на самом деле. Человек испытывает желание «сбежать с места преступления», спрятаться, сделаться незаметным.
Дарвин отмечал, что именно глаза являются типичным средством выражения стыда. Они, как правило, опущены или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрывают глаза, глаза могут быть полностью закрыты.
У некоторых людей на лице появляется стыдливый румянец. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда, либо задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным, старается стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза — и все для того, чтобы его переживания остались при нем. Человек может горделиво закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.
Страх и тревога. К внешним признакам страха можно отнести настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений, человек дрожит, плачет, съеживается, стремится убежать или спрятаться. Некоторые люди, испытывая страх, улыбаются или смеются. Иногда мы идем навстречу своему страху, то есть, предпринимаем попытки исследовать пугающий объект. В момент страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба становятся глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко бывает слегка приподнято, в результате чего виден белок глаза между веком и зрачком. Углы рта резко оттянуты вниз, рот обычно приоткрыт. [3]

Заключение

Изучение данной темы началось с труда Юлия Фаста, который вышел в мир в 1970 году, основанный на разработках психологов-бихевиористов, занимающихся вопросами языка тела. Дальнейшие исследования невербального общения продолжались на стыке ХХ и ХХI столетий. Психолог Альберт Мейерабиан задался вопросом изучением невербального общения. Отдельного внимания заслуживает теория, возникшая в конце ХХ столетия о том, что вербальная речь используется в большей мере для передачи информации общего характера, в то время как невербальная эволюционно возникла и развивается вместе с личностью для выражения межличностных отношений между людьми, вступающими в акт общения.
Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Дети совершенно откровенно используют жесты, свидетельствующие об обмане. Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей – затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть – закрывает глаза руками. Когда человек взрослеет, его жесты становятся более утонченными и менее заметными. Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он при" рыкает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете!
Мы часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на его лице.
При фокусировке внимания на лице собеседника наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения — мимику, и это вполне оправданно. Достоверность физиогномических выводов спорна, но по выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры лица, мы с достаточно большой долей уверенности можем делать те или иные психологические выводы.
Таким образом, можно сказать что эта область является перспективной для исследований. Данные знания могут пригодится в жизни и в бизнесе, к примеру для ведения переговоров.

Литература

1.Психологический портал [Электронный ресурс]Режим доступа к статье:
http://www.anypsy.ru/content/istoriya-izucheniya-neverbalnogo-obshcheniya
2. Аллан Пиз. «Язык теложвижений. Как читать мысли по жестам.»
3. Управление персоналом [Электронный ресурс]Режим доступа к статье:
http://www.prostobankir.com.ua/hr/stati/mimika_i_nastroenie_cheloveka

Рекомендуемые ссылки

Сайт посвященный психологии, в том числе и жестам с мимикой.
ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе