Развитие сертификации в некоторых стран постсоветского пространства

Тушишвили Е.С.

Постановка проблемы. Сегодня в XXI веке когда человечество заявляет о высоком уровне развитие цивилизации, оно обосновывает это тем, что почти все в мире подчиняется определенным правилам (законам).

В свою очередь каждая страна, для того чтобы в государстве ничего не происходило хаотично, старается максимально подчинить все виды деятельности закону. Сертификация товаров (работ, услуг) является одной из примеров такой деятельности, как доказательство того, что данный вид деятельности, товар или услуга соответствует тем рамкам, который отчертила ему государство.

После развала советского союза, каждой из стран входящих в нее досталось в наследство от СССР капитал, некоторым из них полные индустриальные циклы производства, разных отраслях промышленности. Остальным отдельные заводы неполного цикла производства. Следовательно, каждому отдельному государству пришлось начинать строить свою экономику с разных ступеней. Все параллельно развивающиеся системы в этих странах такие как, например: налоговая система, бухгалтерская система, стандартизация или же сертификация имели такую же неодинаковую динамику развития в постсоветских странах.

Формулировка цели. Цель данной работы заключается в том, чтобы на примере нескольких постсоветских государств пронаблюдать образование и развитие государственных органов по сертификации, проанализировать пути развития конкретной сферы – сертификации, и определить на каком иерархическом уровне развития они находятся по отношению друг к другу, а также дать рекомендации для дальнейшего этого направления в более слабых странах.

Изложение основного материала. После развала советского союза, в 1992 году функционирующий в то время Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации был реорганизован в комитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, но осуществлял государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. В 1996 году указом президента он переименован в государственный комитет Российской Федераций по стандартизаций, метрологии и сертификации. Спустя два года данный комитет был упразднен а его функции были переданы министерству промышленности и торговли российской федераций. Спустя пять месяцев государственный комитет Российской Федераций по стандартизаций, метрологии и сертификации был заново организован с передачей ему функций министерства промышленности и торговли российской федераций. С этого момента он являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. Спустя шести лет на базе данного органа был создан сначала федеральная служба а в последствии федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Агентство разбито на семь управлений, которые подчинены или непосредственно руководителю агентства или же его заместителям.

Рассматриваемый в данной работе вопрос по сертификации в Российской федерации входит в компетенции управления технического регулирования и стандартизации, определенной постановлением правительства Российской Федераций от 17 июня 2004 №294

Что касается развитие непосредственно систем сертификации в Российской Федерации, это на прямую связана с и берет свое начало с выходом закона «О защите прав потребителей». Этот закон предусматривает обязательность сертификации продукции , в перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которых устанавливаются требования по обеспечению:

•Безопасности жизни и здоровья потребителя.

•Безопасность имущества потребителя.

•Охрана окружающей среды

В Украине национальный орган на сегодняшний день в сфере метрологии, стандартизации и сертификации является государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

Основными заданиями Госпотребстандарта Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации, осуществления управления, в этой сфере, а также межотраслевой координации и функциональной регуляции вопросов защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации [6].

Госпотребстандарта разделен на девять подразделений, которые в свою очередь подразделены на отдел и сектора по своим функциональным обязательствам. Государственный комитет Украины по стандартизации, метрология и сертификации в пределах своей компетенции несет ответственность за соблюдение правил и порядка сертификации продукции [3].

Интересующее нас управление-управление технического регулирования, которое в своей структуре имеет отдел сертификации и оценки соответствия. Необходимо отметить, что оценка соответствия продукции является одним из основных направлений государственно-технической политики Украины, так как оно направлена на обеспечения безопасности человека, животного, имущество и окружающей среды. Соответственно все функции отдела направлены на соблюдение этих принципов.

В 2005 году в Грузии был ликвидирован департамент Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии. На его основе было создано два юридических лица публичного права: «Единый национальный центр аккредитации» и «Национальное агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии».

Необходимо отметить, что после выше упомянутых реформ, Грузия смогла реформировать и систему технического регулирования. Первым шагом было внедрение добровольной стандартизации, процедур подтверждения соответствия и внедрение обязательное техническое регулирование. Следствием этих действий было то, что в несколько раз возрос контроль за пищевыми продуктами и питьевой водой.

Структура национального агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии включает в себя несколько структурных едини, один из этих структурных единиц является департамент стандартов и технических регламентов, в подчинение данного управления входит отдел сертификации, который непосредственно занимается всеми вопросами связанными с сертификацией.

Рассмотрение конкретной деятельности в этих трех стран (Россия, Украина и Грузия) показали явное различие отношение государственных органов к сфере сертификации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации, кроме тех основных функции, которые по умолчанию должен заниматься государственный орган по сертификации в любой стране, таких как: ведение реестров зарегистрированных декларации о соответствие, реестр выданных сертификатов, реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, ведение базы данных нормативных документов, и координация всех органов по сертификации.

Агентство занимается также деятельностью, которая направлена на помощь предприятиям разобраться и изучить значимость и необходимость сертификации; методической помогает предприятиям и организациям в подготовке организации органов по сертификации, сертификации производства и систем качества; Учит в профессиональной подготовке и кандидатов в эксперты;

Еще одним важным направлением деятельности является участие агентства в работах по координации и методическому руководству работами в области в области подтверждения соответствия продукции в рамках многостороннего и двухстороннего международного сотрудничества, этим облегчает деятельность предпринимателей занимающимися экспортно-импортной деятельностью.

Необходимо отметить и подчеркнуть, что выше упомянутое агентство прислушивается к конструктивной критике и решает свои задачи на основе анализа предложений и обращений производителей и их ассоциаций, обществ потребителей, саморегулируемых организаций, публикаций средств массовой информации, международных и национальных организаций по стандартизации, отдельных предприятий и зарубежных фирм в области стандартизации и оценки соответствия продукции, относящихся к тематике Управления; привлечения институтов и других подведомственных организаций Агентства, заинтересованных организаций и лиц; современных методов управления [1].

В свою очередь деятельность Госпотребстандарта Украины также не ограничивается банальными задачами государственного органа по вопросам о сертификации. В первую очередь он организует всестороннее информационное обеспечение для предприятий по вопросам сертификации; Также организовывает подготовку аудиторов из сертификации; Ориентируясь на несколько лет в перед Госпотребстандарт Украины участие в разработке учебных программ для учебных заведений в области оценки соответствия, в т.ч. сертификации продукции (процессов, работ, услуг).

Что касается национального агентства Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии, к сожалению на сегодняшний день деятельность данного органа в рамках сертификации ограничивается лишь деятельностью связанным с ведением реестра нормативных документов по вопросам сертификации; Ведения реестра выданных сертификатов; ведение систем национальной стандартизации «ССТ»; ведение перечня продукции подлежащей обязательной сертификации.

Выводы из данного исследования и перспективы. В вопросе по сертификации невооруженным взглядом видно, что Россия ушла далеко в перед в своем развитие и уделяет большое значение этому вопросу. В первую очередь для зашиты и безопасности жизни своих граждан, а также охраны окружающей среды. Параллельно создает определенный имидж своей продукции на внутреннем и внешнем рынке, защищая российские товары от фальсификации.

В свою очередь национальному агентству Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии необходимо проделать большую работу, для того, чтобы выйти на необходимый уровень. Так как до сих пор существовавшая система нанесла большие потери на грузинский бизнес сектор. Непрозрачная система определение соответствия качества продукции, на прямую влияло на легкость фальсификации грузинских товаров на внутреннем и внешнем рынке.

В первую очередь агентство должно начать диалог с бизнес сектором. Информация о необходимости сертифицировать продукцию, (работы и услуги) должна исходить от национального агентства, например проводя семинары частным предпринимателям, обельная им важность на сегодняшний день сертификации их продукции, какую экономическую пользу в последствие принесет им эта процедура. На примере Российской Федерации оказывать методическую помощь предприятиям и организациям в подготовке органов по сертификации продукции, сертификации производств и систем качества, экспертов.

К сожалению на сегодняшний день все эти задачи национальным агентством Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии переложены на общественные организации (NGO) финансируемые из вне, большинство из которых функционируют несколько лет, ликвидируясь, проделанные данной организацией работы передаются и не имеют логического продолжения. Именно по этому данной деятельностью должен заниматься национальное агентство Грузии по стандартизации, сертификации и метрологии, от начало и до конца.

Список литературы:

1.Приказ министерство промышленности и энергетики Российской федерации от 3 июня 2005 г. № 761 – «Об утверждении Положения об Управлении технического регулирования и стандартизации.«

2.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/....../history

3.ДЕКРЕТ Кабинета министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 года N 46-93

4.ДСТУ 3411:2004 «Требования к органам сертификации продукции и порядок их назначения и предоставление полномочий на деятельность в системе»

5.Государственная служба технического регулирования Украины [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dssu.gov.ua/control/uk/publish/

6.Википедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГОСТ

7.Закон Грузии «О стандартизации&кaquo от 25 июня 1999 года №2197