Особенности формирования структуры национального агенства по стандартизации технических регламентов и метрологии Грузии

Тушишвили Е.С.


Постановка проблемы. Особенность формирования структуры государственного органа любой страны, в функции которого входит регулирование вопросов стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения выпускаемых в этой стране товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, зависит от того, какие отрасли получили развитие в этой стране, какие группы товаров выпускаются в настоящее время. Какие структурные единицы будут сформированы и укомплектованы более полно, чем другие, с целью осуществления контроля за качеством товаров? Какое выбрано направление в техническом регулировании?

Формирование цели. На примере одного из постсоветских государств, определить, с одной стороны - ведущую отрасль народного хозяйства, а с другой стороны - проанализировать особенности формирования структуры национального органа технического регулирования.

При формировании структуры государственного органа технического регулирования необходимо учитывать технические потребности развитых отраслей народного хозяйства – промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей, для которых, с целью выпуска конкурентно способных товаров, выполнения квалифицированных работ, оказания качественных услуг, необходимо создание системы сертификации, разработка государственных стандартов, метрологическое обеспечение.

Изложение основного материала. Рассмотрим формирование структуры национального органа технического регулирования одной из постсоветских государств, входящей в содружество независимых государств (СНГ) - Грузии.

Основной прирост промышленного выпуска приходится на обрабатывающие производства, что является очень хорошим показателем. Наибольший прирост в последние годы обеспечивается за счёт пищевой промышленности, добычи металлических руд (в основном марганцевых), а также производства металлических и неметаллических изделий. Необходимо ответить, что пищевая промышленность Грузии базируется в основном на переработке сельскохозяйственного сырья.

В Грузии осуществляется производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, эфиромасличных культур, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод и т.д.

В стране, где значительный удельный вес ВВП приходится на пищевую промышленность, перерабатывающую сельскохозяйственное сырье, организационная структура национального органа по стандартизации, сертификации и метрологии направлена именно на обеспечение, поддержание и техническое регулирование продукции, получаемой в результате его переработки.

Национальное агентство по стандартизации, техническому регулированию и метрологии Грузии включает 3 основные структурные единицы, такие как:

•Финансово-экономический департамент;

•Институт метрологии;

•Департамент стандартов и технических регламентов [2].

Кроме этого, в структуру национального агентства входят региональные лабораторные службы в таких городах Грузии как:

•Телави. Основные направления деятельности включают:

- проверка вина в физико-химической лаборатории;

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- калибровка весов;

• Батуми. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- калибровка весов;

•Кутаиси. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- калибровка весов;

•Поти. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- калибровка весов;

- калибровка амперметров и вольтметров;

•Рустави. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- проверка электрических счётчиков;

- проверка газовых счетчиков;

•Зугдиди. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

• Гори. Основные направления деятельности включают:

- установку счетчиков измерения на автозаправочных станциях;

- калибровка весов. [3]

Необходимо ответить, что это единственные региональные представители Национального агентства по стандартизации, техническому регулированию и метрологии Грузии в регионах.

В вышеупомянутых региональных лабораториях, а также в основных лабораториях входящих в состав структурной единицы Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии - Института метрологии, существуют значительные проблемы, которые тормозят развитие метрологического обеспечения качества:

• Лаборатории оснащены устаревшим оборудованием.

• Помещения института требуют капитального ремонта.

• До 2010 года, лаборатории в Грузии были аккредитованы Единым национальным центром аккредитации в соответствии с требованиями стандарта EN 45001. В настоящее время только одна лаборатория аккредитована в соответствии с последними международными стандартами ISO/ IEC 17025.

• Долгое время грузинские метрологи не имели контактов с международными метрологическими организациями. Только в 2006 году Национальное Агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии вступило в международную организацию метрологии - Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений (КООМЕТ). В 2009 году оно стало ассоциированным членом международной организации метрологии, Международного бюро мер и весов (МБМВ). Это сотрудничество имело важное значение для развития правовой и институциональной основы метрологии.

• Связь с Национального Агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии с потенциальными клиентами, а также с другими заинтересованными субъектами (министерствами, предприятиями, лабораториями) развита слабо.

• Разработка Системы Менеджмента Качества (СМК) в соответствии с последними международными стандартами по аккредитации лабораторий - ISO/IEC 17025 и ISO Guide 34:2000 находится только в своей начальной фазе, имеет важное значение для международного признания Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии по измерениям.

•Отношения между Национальным агентством по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии и Единым национальным центром аккредитации четко не регламентирован. Это относится, в частности, использование метрологов Института метрологии, как наиболее компетентных в вопросах измерений в процессе аккредитации.


Необходимо отметить, что в последние годы было достигнуто улучшение ситуации в области метрологии благодаря поддержке проекта EU TACIS, PTB при поддержке Министерства экономического развития Грузии. Первые результаты - открытие «Лаборатории масс» и «Лаборатории физико-химических единиц», в соответствии с международными стандартами [4].

Вывод. Рассмотрев анализ структуры Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии и основные направления деятельности региональных лабораторных служб, можно сделать вывод, что деятельность государственного органа, в функции которого входит регулирование вопросов стандартизации и сертификации, направлена на метрологическое обеспечение качества продукции и выполнение отдельных видов работ по стандартизации и сертификации.

Не смотря на то, что Институт метрологии, как структурная единица, занимает ведущую место в деятельности Национального агентства по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии, важность метрологии в качестве технической базы и потребность в инвестициях были недооценены при проведении реформ. Средства на реорганизацию не выделялись. Таким образом, Институт метрологии в целом в агентстве по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии представляет собой наиболее критической точкой дальнейшего развития и международного признания.

Развитие метрологии требует инвестиций, приобретения современного оборудования, соответствующего международной системе единиц измерений (СИ). Лаборатории должны быть общественным благом. Доступ к ним всех заинтересованных сторон должен быть упрощен, в частности, малых и средних предприятий, которые не имеют собственных аккредитованных лабораторий, как крупные предприятия.


Литература:

1. Википедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/

2. Национальное агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gnims.caucasus.net

3. Отчёт агентство по стандартизации, технических регламентов и метрологии Грузии, «О состоянии обслуживавших лабораторий в 2010 году»;

4. Проект резюме Всемирный банк при поддержке ПТБ «О национальной Инфраструктуре качества в Грузии» от 14 июня 2010;

5. Закон Грузии «О стандартизации» от 25 июня 1999 года №2197;

6. Закон Грузии «О единстве измерений» от 6 сентября 1996 №22-23.