ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

Захарова И.В.


Источник:: http://www.confcontact.com/Okt/13_Zahar.htm


В современном мире ведущие государства уже вышли на уровень постиндустриальной экономики, а Украина всё ещё борется с кризисом экономики индустриального типа. Поэтому нашей стране надо искать свой путь развития по направлению к модели экономики государств-лидеров. И таким путём, на мой взгляд, является инновационный.

Инновации – это некое нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Конечным результатом инновационной деятельности является реализация нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового (усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновации фактически являются одним из немногих направлений экономики, которое при минимальных в него вложениях даёт огромный эффект: повышается престиж страны в мире, идут отчисления от реализованных проектов (в том числе в бюджет), не происходит утечки «мозгов» за границу.

Легче всего увидеть, что дают инновации, можно на примере технопарков. Закон Украины определяет технопарк как юридическое лицо или их объединение, главной целью которых является деятельность по выполнению инвестиционных и инновационных проектов, производственному внедрению наукоёмких разработок, высоких технологий и конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Сегодня в Украине создано 8 технопарков, но действует из них только 4. Они реализуют около 64 инновационных проектов. Всего за два года деятельности технопарками реализовано инновационной продукции на сумму свыше 292,8 млн.грн. Отчисления в Госбюджет составили 15,8 млн. грн. На специальные счета технопарков зачислено 25,4 млн.грн., которые направляются исключительно на научно-техническую деятельность и разработку новых технологий. Но, к сожаленью технопарки сегодня, по сути, являются единственным действующим механизмом реализации инновационной политики государства. В мировой практике инновационная деятельность стран не исчерпывается образованием и развитием технопарков. Например, в Великобритании правительство осуществляет комплексную поддержку инноваций в малых и средних предприятиях:

1) стимулирование инвестиций в инновации – льготное налогообложение, предоставление налогового кредита для научных исследований, поддержка для венчурного капитала;

2) проведение политики поддержания конкуренции – активная антимонопольная деятельность;

3) улучшение предпринимательской инфраструктуры – обеспечение качественного сервиса, усовершенствование системы поставок и транспортировок, распространение средств связи.

Кроме экономической поддержки инновационной деятельности, британское правительство на всех уровнях власти разрабатывает и осуществляет различные программы по созданию сетей для обмена знаниями, проведению обучения и тренингов для предпринимателей, образованию кластеров (включающих предприятия самых разных отраслей) для сотрудничества с целью снижения затрат и рисков, созданию инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов и парков на базе университетов и научных институтов, открытию центров повышения навыков и мастерства. Также в каждом регионе Великобритании создается Научно-промышленный совет, который должен следить за тем, чтобы приоритеты государственной экономической политики соответствовали интересам конкретного региона, контролировать выполнение региональной экономической стратегии и т.п.

Современное положение дел в Украине таково, что она не имеет чёткой инновационной политики. В стране законодательно утверждён перечень из 120 приоритетных направлений инновационной деятельности. Сокращение этого перечня до двух-трёх направлений повысило бы эффективность расходования бюджетных средств. Тем более, что на финансирование науки выделяется менее 0,5% ВВП. Хотя, как свидетельствует мировой опыт, ощутимый результат появляется тогда, когда в науку инвестируют не менее 3-4% ВВП.

Итак, ведущие страны мира тратят на науку более 3% ВВП, больше половины их предприятий ежегодно внедряют продукцию, изготовленную с применением новейших технологий и научных разработок. Таким образом, в среднем каждые два года их ассортимент обновляется полностью. Продукция же украинских предприятий - за пять и более лет. Причем, инновация сводится чаще всего к совершенствованию прототипа, а новая продукция, впервые освоенная в Украине, составляет всего 4,1%. К тому же её технический уровень часто не отвечает современным требованиям, а, значит, она не является конкурентоспособной на внешнем рынке.

Украина занимает 95-е место по индексу привлечения прямых иностранных инвестиций. Другие республики бывшего Союза в этом рейтинге распределились так: Азербайджан — 8-е место, Армения - 15-е, Эстония - 16-е, Казахстан - 21-е, Латвия и Литва - 32-е и 33-е места соответственно, Грузия - 36-е, Киргизия - 55-е, Таджикистан - 80-е, Белоруссия - 90-е, Узбекистан - 100-е, Россия - 104-е место. И это при том, что в бывшем СССР украинскими НИИ патентовалось не менее 40% советских изобретений.

Сегодня Украина практически исчезла с изобретательской и инновационной карты мира. Ныне её доля в мировом объеме торговли наукоёмкой продукцией составляет 0,1%. На внутреннем рынке ситуация немного лучше, но предприятия всё-таки предпочитают закупать уже действующие и испытанные технологии, так как финансировать новые разработки рискованно. Чтобы стимулировать привлечение финансовых ресурсов, государство должно страховать инновационные риски.

Несмотря на проблемы законодательства в сфере регулирования и стимулирования инноваций, некоторые украинские предприниматели осознают выгоды инновационной активности. Так, в первом полугодии 2004 года инновационную деятельность осуществляли 902 предприятия Украины. Их доля в общем количестве промышленных предприятий составила 9,6%. Около половины из них расположены в г. Киеве, Харьковской, Донецкой, Кировоградской, Киевской, Днепропетровской областях.

Анализируя статистические данные по инновационной активности предприятий различных отраслей и регионов, можно среди прочих заметить тенденцию проведения более активной инновационной деятельности в отраслях с большим удельным весом крупных и средних предприятий. И действительно, если в 2003 году 40,2 % крупных и средних предприятий осуществляли затраты на инновации и информатизацию, то среди малых предприятий эта часть составила 7,6 %. Удельный вес расходов на инновации и информатизацию в общей сумме затрат составил 95 % на крупных и средних и 5 % на малых предприятиях. Такая низкая инновационная активность малых предприятий связана с тем, что в настоящее время предпринимательская деятельность в Украине регулируется около 60 тыс. нормативно-правовых актов. Кроме того, существует большое количество регулирующих актов на местном уровне. Стимулирование же нововведений на малых предприятиях практически не осуществляется.

Очевидно, что инновации, в конечном счёте, зависят от знаний, навыков и творчества тех, кто занимается бизнесом. Но важную роль в создании правильной среды для инновационной деятельности играет правительство. Рисунок 1 иллюстрирует основные механизмы и каналы, через которые правительство – на различных уровнях – оказывает влияние на предпринимательские инновации.

В нашей стране пока ещё не закончено построение необходимого поддерживающего климата для инновационной деятельности: не достигнута макроэкономическая стабильность, не налажена IT-инфраструктура, не разработана целостная политика научной деятельности.

Для улучшения экономических показателей деятельности малых предприятий, составляющих основную движущую силу экономики, необходимо предпринять ряд мер:

1.Обеспечить законодательно поддержку государственных и частных инвестиций в малые и средние предприятия, занимающиеся прикладными научными разработками и осуществляющие инновационную деятельность, особенно в области информационно-коммуникационных технологий и других перспективных отраслях, в том числе и с помощью финансирования научных исследований и инновационных идей на основе конкурсного отбора лучших проектов

2.Разработать региональные и отраслевые программы развития как составляющие Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства, отвечающие приоритетам государственной экономической политики и соответствующие региональным интересам.

3.Углублять инновационную направленность экономической политики через государственную поддержку бизнес-инкубаторов и инновационных центров как носителей передовой технологии для поддержки малого бизнеса и инноваций, через содействие обмену знаниями и сотрудничеству между производителями и научными проектно-технологическими организациями.

4.Увеличить научно-методическое обеспечение развития малого предпринимательства и осуществлять комплексные научные исследования экономических проблем современности.

5.Повысить расходы на научную деятельность и образование, в том числе на обучающие программы для предпринимателей и изобретателей в рамках процесса обмена знаниями и опытом.

Особое внимание следует обратить на то, что Украина имеет значительный научно-технический потенциал. Поэтому нельзя допустить, чтобы состояние экономики и недостаточная или некачественная нормативная база остановили дальнейшее его развитие.