Коммерциализация инноваций — фактор экономического роста

В.А. Колотухин


Источник:: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr15.html


В современном мире наука стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса превращается в один из факторов обеспечения конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука сама по себе превратилась в специфическую сферу товарного производства, которая производит очень дорогостоящий товар — объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Получение новых знаний и технологий и их эффективное использование в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень обеспечения национальной безопасности и жизни народа. В промышленно развитых странах 80–90% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях [1].

Процессы включения интеллектуальной собственности в гражданский оборот развиваются в мире достаточно динамично. Как показывает мировая практика, стоимость отдельных ОИС достигает сотен миллионов долларов. Доля интеллектуальной собственности может составлять более половины всего капитала промышленных предприятий и фирм, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства на современной технической базе.

В Республике Беларусь отраженные на балансе предприятий ОИС (нематериальные активы) составляют около 1% уставного фонда. При этом важную роль играет не только тот факт, что многие активы не учтены, но и то, что большинство из них учтены по минимальной цене, рассчитанной исходя из затрат на разработку, а не по их рыночной стоимости. Внедрение и использование инноваций выступают гибким индикатором инновационного климата в стране. Темпы роста реализации инновационной продукции в течение последних трех лет превышают рост затрат на научные исследования и разработки в 1,2–1,3 раза, что является свидетельством направленности отраслей промышленности и науки на коммерциализацию инноваций [2].

В настоящее время товарный спрос на результаты инновационной деятельности со стороны производственной и социальной сферы отстает от возможностей научно-технического потенциала республики.

Основными направлениями стимулирования коммерциализации инноваций являются:

обеспечение приоритетности государственной поддержки науки и разработки наукоемких технологий, доведения расходов на науку до уровня 1,8% ВВП как порогового значения;

совершенствование формирования и использования отраслевых инновационных фондов в обеспечении проведения и коммерциализации нововведений;

формирование нормативной базы функционирования системы венчурного финансирования инновационных проектов;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для его образования и функционирования;

оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействия в защите интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в Республики Беларусь и за рубежом;

совершенствование системы стимулирования процессов создания и использования инновационной продукции;

вовлечение в хозяйственный оборот ОИС, проведение их инвентаризации и обеспечение надежной охраны от несанкционированного использования;

ускорение развития инфраструктуры обеспечивающей коммерциализацию результатов инновационной деятельности;

развитие информационной инфрастуктуры, оказания содействия научно-исследовательским организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.

Поддерживая фундаментальные и прикладные исследования, государство создает запас новых научных и технологических идей, которые, не будучи востребованными национальными субъектами хозяйствования, могут стать необходимыми в случае изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры и тем самым инвестируют инновационно ориентированные субъекты хозяйствования. Создание государством условий для свободного доступа национальным субъектам хозяйствования к результатам фундаментальных и прикладных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.

Для повышения результативности инновационной деятельности в Республике Беларусь необходимы как традиционные формы государственной поддержки (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение), так и широко используемый в мировой практике комплекс услуг, оказываемый инноваторам и направленный на преодоление так называемого «эксплуатационного разрыва», то есть, разрыва между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных технологий. Это в первую очередь оказание информационной и консультативной помощи, оформление патентных заявок на отечественные и зарубежные изобретения, оплату стоимости, взимаемой за патентные заявки и ежегодных сборов за патенты, защиты прав собственности от возможных нарушений.

В практической деятельности многих разработчиков преобладает желание продать за рубеж новейшие знания, технологии в чистом виде за любую цену, не подкрепляя их патентной защитой, производственными секретами, инжиниринговыми услугами. Такая стратегия резко отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного лицензионного обмена является получение конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Растущее, усиливающееся многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих предприятий становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция становится динамичнее, сокращается время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка.

Другим основным условием для применения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

Условиями, при которых предприятия занимаются коммерциализацией инноваций и на основе их разрабатывают новые товары, являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции.

Развитие технологий, как известно, существенно сократило время появления на рынке товара-последователя. Если в начале 1960-х гг. жизненный цикл технологии составлял в среднем десять лет, то в середине 80-х он уже сократился до двух-трех лет, а в последнее десятилетие время воспроизведения последователями новой продукции, скажем в малотоннажной химической промышленности, равняется, по оценкам компаний, шести месяцам [3].

Динамичное сокращение жизненного цикла товаров инициирует рост потребности реального сектора экономики в инновациях. Меньше чем через год после того, как компания “Apple” представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали десять поставщиков. Через восемь лет их было уже более пятисот. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире, новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Это еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации [3].

Создание совместных предприятий, введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, развитие внешнеэкономических связей, присоединение к международным договорам и союзам значительно усиливают значимость результатов инновационной деятельности для роста экономического потенциала Республики Беларусь и эти процессы будут инициировать потребность реального сектора экономики и социальной сферы в их использовании.

Переход экономики на инновационный тип функционирования может быть реализован при достижении производством соответствующего уровня развития, который определяется как внутренними факторами — состояние производственной базы, кадровым потенциалом, — так и внешними, главным из которых является уровень наукоемких технологий, поступающих на рынок из научно-технического сектора экономики.

Очевидно, что для устойчивого развития наукоемкого производства необходимо, чтобы темпы развития инноваций были не ниже темпов роста собственно производства.

Литература:

1. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности. — Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. — 279 с.

2. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь (по итогам 2004 г.). Аналитический доклад. // Коршунов А.Н. и др. — Мн.: ГУ «БелИСА». — 2005. — 276 с.

3. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 4. — C. 32–44.