Инвестиции в человеческий капитал в посткризисный период

Яковенко М.В., ст. гр. УПЭТ 06а
Захарова О.В., к.э.н., доцент
ГВУЗ „Донецький національний технічний університет”


Источник: Яковенко М.В., Захарова О.В. Инвестиции в человеческий капитал в посткризисный период // Экономика Юга России в посткризисный период: проблемы и перспективы: сборник материалов VI международной научно-практической конференции "Экономика Юга России в посткризисный период: проблемы и перспективы" (Краснодар, 22 ноября 2010 г.) / Ред. кол. Р.Л. Агабекян и др. – Краснодар: ИМСИТ. 2010. – С.188-192.


 

      Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов, но и для отдельных фирм.       Резко возрос интерес экономической науки к человеческим способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.
      Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам че-ловек (близкие, спонсоры), но и организация, в которой он работает. Это естественно, поскольку для нее квалифицированный и грамотный сотрудник ценнее необученного. Конечно, человеческий капитал индивида как актив является собственностью не организации, а самого работника, но совокупность работников, которые трудятся в организации, вполне можно рассматривать как ее человеческий капитал. Его масштабы зависят от комплекса факторов: способностей сотрудников, их трудового и жизненного опыта, уровня образования и квалификации, состояния здоровья (особенно если работа ответственная и требует выносливости, стрессоустойчивости и др.), мотивации (к самой работе, повышению квалификации), затрат, которые фирма осуществляет для обучения и воспитания персонала, подбора кадров и т.д. Накопленный потенциал внутрифирменных традиций и корпоративной культуры, будучи своеобразным активом компании, в сущности, одним из компонентов ее человеческого капитала, способствует повышению кон-курентоспособности организации «на длинной дистанции».
      В последнее десятилетие широкое распространение в передовых странах получила концепция «непрерывного образования», в соответствии с которой человек должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что знания устаревают и требуют обновления в связи с техническим прогрессом, кроме того, обучение благотворно влияет на самого работника, развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор. Во многих организациях регулярно проводится обучение и повышение квалификации персонала.
      Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
      В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.
      Чаще всего работники сами оплачивают свое образование. Правда, следует отметить, что эти расходы частично компенсируются государством в виде пре-доставления социальных налоговых вычетов.
      Анализ международного опыта доказывает необходимость государственной поддержки внутрифирменной подготовки кадров. 76% корпораций США с численностью занятых 500 и более человек имеют программы в области подготовки и переподготовки кадров. В 90-х годах различными программами внутрифирменного обучения были охвачены 50 млн. человек; около 70% американских компаний использовали различные формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых – 95%. В Японии развитие персонала рассматривается как приоритетное на-правление информационно-технической революции и пользуется государствен-ной поддержкой (бюджетные субсидии).
      В Украине инвестированию в образование и повышение квалификации ра-ботников мешает несовершенство институциональной среды, слабое регулирование контрактных отношений, поэтому и работник, и работодатель нередко ощущают себя незащищенными. Обучение работника за счет организации (тем более общее) связано для работодателя с огромным риском: даже если с работником будет заключен договор о том, что после обучения он отработает на предприятии определенный срок, нарушение этого договора, как показывает украинская практика, часто остается безнаказанным и при обращении в судебные органы.
      В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компа-ний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
      Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
      Из-за несовершенства законодательной базы многие организации проводят пассивную кадровую политику, подбирая работников, уже имеющих трудовой стаж. В целом это опасная для общества тенденция, поскольку в ходе смены поколений количество квалифицированных работников на рынке труда снижается. Необходимо отметить, что в Украине приоритеты в инвестициях в человеческий капитал отличаются от западных приоритетов. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья. Занятия спортом, посещение спортзала и бассейна необходимо отнести к защищённым статьям ежемесячных расходов. Но и на поддержание духовного здоровья необходимы соответствующие инвестиции.
      Сфера культуры относится к не ярко выраженным приоритетам в инвестициях в человеческий капитал. Посещение театров и выставочных залов, покупку книг невозможно напрямую трансформировать в экономическую выгоду в дальнейшем. Но без «духовной пищи» невозможно гармоничное развитие личности и без инвестиций на культурный досуг жизнь человека достаточно быстро превратиться лишь в жёсткую борьбу за выживание.
      Главной отличительной чертой Украины является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер.
      Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжитель-ность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал – это инвестиции в долголетие и качество жизни. В возрасте до тридцати лет приоритетными инвестициями в человеческий капитал должны стать инвестиции в качественное образование.
      Подводя итог сказанному, следует отметить, что с точки зрения современ-ного кадрового менеджмента улучшение использования человеческих ресурсов организации справедливо рассматривается как главный резерв повышения экономической эффективности ее деятельности, а инвестиции в человеческий капитал – как самые выгодные инвестиции. Человеческий капитал — это важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.