Образование в условиях информационного общества

Глущенко Е.С.
Донецкий национальный технический университет


Дисциплина: Философия науки, техники и образования.


За всю историю человечества, внедрение технологий осуществлялось с использованием навыков и знаний, направленных на получение качественной продукции в реальных условиях. Наряду с развитием научно-технического прогресса, менялись как методы решения задач, так и их масштабы. В настоящее время, области коммуникаций и информатизации достигли впечатляющих масштабов, и сейчас информация является одним из основных ресурсов человечества, «…предельным, идеальным случаем выступает состояние, когда любой человек, находящийся в любой точке Земли, в любой момент времени может получить необходимую ему информацию» [6].

Перевод литературы на электронные носители, развитие средств массовой информации, формирование и становление рынка информационных технологий, свидетельствуют о переходе человечества в новую эпоху – эпоху информационного общества. Как сказал Т. Стоуньер «В постиндустриальном обществе, национальные информационные ресурсы – суть его, основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства» [1].

Однако, на этапе формирования информационного общества, мы все чаще сталкиваемся с проблемой отсутствия квалифицированных кадров. В частности, данная проблема связана с издержками образования. Именно поэтому, модернизация системы высшего образования, является весьма актуальной задачей.

Современная система высшего образования, является симбиозом административной системы бывшего СССР, что определяет наличие негативных тенденций и комплекса проблем. За всю историю независимости Украины, было множество этапов и попыток реформирования системы образования, однако, до окончательного решения существующих проблем еще далеко.

Все проблемы, связанные с образованием в Украине являются комплексными, носят долговременный характер, а причины их возникновения выходят за рамки отечественной системы образования, и не могут быть решены в одночасье. Наиболее интересным фактом является то, что проблемам в сфере образования свойственны непредсказуемость, отдаленность последствий и внутренняя противоречивость, а в суть и содержание их вовлечен конкретный человек [2].

Основой, для построения целостной и гармонической цивилизации, является осознание значимости взаимодействия гуманитарных, естественных, социальных и технических наук. Существует необходимость в создании принципиально новых подходов к воспитанию и образованию, в которых  необходимо сформировать взгляд на мир, как на единое целое, когда «…от действий каждого зависит благополучие всех» [3]. При создании такой системы образования необходимо учитывать проявления культурной конвергенции во всех областях: от науки и производства, до искусства и образа жизни. В обязательном порядке необходимо создать условия, для развития независимой творческой личности.

В условиях перехода к информационному обществу, наблюдается конфликт, между подготовкой на базе существующей модели образования индустриального общества, и требованиями информационной культуры. В постиндустриальном обществе «производство человека» становится основной сферой его деятельности, которая должна базироваться на информационной технологии, а не на «машинной» [4]. Система высшего образования должна включать программы, ориентирующиеся на развитие интеллектуальных способностей студентов, и достижения более высокой эффективности обучения на основе использования информационных технологий, «…эволюционно жизнеспособными оказываются те интеграционные формы, которые сумели выработать и развить механизмы информационных взаимодействий» [5].

Современное общество сделало первый шаг в эпоху информатизации, подтверждением чего является интенсификация информационных процессов. Это подтверждается следующим: возрастает скорость передачи информации, ускоряются процессы её обработки, совершенствуется техническая база и т.д. При этом, скорость и масштабы перемен достигли такого уровня, что поколения идей, несмотря на их многообразие, сменяют друг друга быстрее чем поколения людей. Появляется необходимость в постоянном совершенствовании практических навыков, и теоретических знаний.

Развитие системы образования должно определяться перемещением из материальной сферы, в интеллектуальную. При этом образование должно быть определяющим фактором социального роста, формировать будущие потребности общества, и приоритеты, которые на практике должны означать развитие образования в интересах будущего государства в целом, и каждого человека в частности.

 

ССЫЛКИ

[1] Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. \\ Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. –М.: Прогресс, 1986. –с.393.

[2] Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина. –Нижний Новгород, 2001. 624с.

[3] Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: Монография. –М., 2003. 368с.

[4] Красильников В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. №7. –с. 32-38.

[5] Мовсесян А.Г. Роль информационных и финансовых факторов в интеграции и транснационализации // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика.  –1998. №2. с. 29.

[6] Алексеева И.Ю. Интеллектуальный суверенитет в информационном обществе // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. №3.  –с74.