Опыт применении облегченной цементна-смесительной установки в Восточной Сибири

П. Я. ЗЕЛЬЦЕР, В. В, СЕВАСТЬЯНОВ, 10. В, ЗВЕРЕВ.


Источник: Нефтегазовая геология, геофизика и бурение.Выпуск 3 Москва 1985.



      Качество проведения цементировочных работ во многом предопределяется приготовлением однородного по составу, плотности и консистенции тампонажного раствора. Для его приготовления чаще всего используют цементно-смесительные машины типа СМН-20, каждая из которых рассчитана на 20 т сухого цемента, а колебания и плотности приготовленного с их помощью тампонажного раствора достигают ±0,02 г/см3. В зависимости от количества затворяемого порошкообразного материала на одну операцию по цементированию екзажчны может потребоваться пять и более цементно-смесительных машин. Оперативно доставить на буровые необходимое количество машин, масса которых составляет 12—14 т на площадях Восточной Сибири, часто невозможно из-за значительных (200 км и более) расстояний между объектами, отсутствия дорог, суровых климатических условий. Вследствие этого часто весь цемент или часть его затворяют с помощью гидроворонок, что не позволяет равномерно подавать порошок к точке затворения и получать однородные суспензии. При этом колебания плотности раствора достигают ±0,3—0,4г/с«3, качество цементирования резко ухудшается. Для проведении цементирования требуется не меньше машин типа 1СМР-20. В связи с изложенным для условий применения в северных районах в ВостСибНИИ геологии, геофизики и минерального сырья разработана и изготовлена на базе машины СМН-20 облегченная цементно-смеентельная установка. Ниже рассмотрены ее особенности и преимущества по сравнению с СМН-20. Бункер уменьшен по высоте почти в два раза, установлен на трубчатые сани и крепится к ним четырьмя болтами. Горизонтальные разгрузочные шнеки и смесительное устройство вакуумно-гидравлического типа оставлены без изменений. Привод шнеков осуществляется от асинхронного трехфазного электродвигателя мощ¬ностью 28 кВт со скоростью вращения 1500 об/мин (синхронно) через автомобильную коробку передач, шестеренчатый понижающий редуктор и две цепные передачи. Существенно изменена при этом технологическая схема подачи цементного порошка к смесительному устройству. В бункеры серийных цементно-смесительных машин сухие вяжущие материалы подают заранее с помощью шнекового транспортера в количестве, на которое рассчитана емкость бункера, а в описываемой установке предусмотрена подача порошка в процессе приготовления тампонажного раствора. Эго позволяет с помощью одной такой смесительной установки приготовить весь объем раствора, независимо от количества требуемых на одну операцию по цементированию сухих материалов. Исследовательскими и проектными организациями разработан комплект оборудования для северных районов, з который входят два цементовоза 1СМР-20, каждый — в виде автономного блока массой до 8 т. Такой блок можно транспортировать вертолетом МИ-6, обладающим необходимой грузоподъемностью. Поскольку схема загрузки и емкость одного бункера такие же, как и у СМН-20.