ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ

«…Если ты играешь легко, прыгаешь туда-сюда,
Не думай, что ты такой хороший капоэйрист.
Потому что капоэйра – она не такая грубая.
Чтобы быть уважаемым капоэйристом,
Нужно быть очень простым и скромным,
Играть на инструментах и петь от души….»
Слова из песни

На свою первую тренировку по Капоэйре я попала на 2-ом курсе. Увидев в переходе студ.городка ярко-желтое объявление, приглашающее на занятия неведомой мне Капоэйрой, я сразу позвонила по номеру, указанному в объявлении.

Первое занятие прошло достаточно весело и интересно. Я поняла, что хочу прийти еще. Но в Википедию за информацией я полезла лишь через пару недель тренировок. Только тогда я вспомнила о фильме «Only the strong».

Кадр из фильма «Only the strong»

Рисунок 1 — Кадр из фильма «Only the strong"

О капоэйре из Википедии:

Капоэйра – бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами и, в некоторых направлениях, обилием акробатики.

Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика – это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре.

Капоэйра – форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.

История капоэйры:

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний – Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. – киломбу) – «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведет свое происхождение от:

  1. субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.

  2. африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр – молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем – Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарес (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш – Киломбу дус Палмарес, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет. [1]

Музыка в Капоэйре:

«Капоэйристы прошлого любили говорить о капоэйре в поэтической форме. Поэзия в песенной форме - ладаиньи, куадры, шулы, корридуш - была тем инструментом, который они избрали, чтобы сохранить и передать память о капоэйре, ведь официальная история повернулась к ним спиной.»
Местре Норонья

Тренировки и рода проходят под живую музыку. Во время роды обязательно присутствуют три основных инструмента:

Беримбау (порт. Berimbau) – инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау играет наиболее важную роль в музыкальном сопровождении, он задаёт основной ритм и темп игры в Роде. Беримбау состоит из ве?рги (порт. verga) – специально обработанной деревянной палки (бириба, перейра, иногда другие породы), стальной струны – ара?ме (порт. arame), и резонатора-каба?сы (порт. cabaca) – высушенной полой бутылочной тыквы. Звуки извлекаются небольшой деревянной палочкой – баке?той, имеющей также множество «локальных» названий (порт. baqueta, vaqueta, vareta), а для комбинации звуков служит небольшой плоский камень, монета или металлический кругляшок – добра?у (порт. dobrao). В руке, которая держит бакету, обычно также держится небольшая погремушка – кашиши? (порт. caxixi), сплетённая в виде корзинки с жёстким дном (обычно вырезанным из кабасы). Звук кашиши дополнаяет звучание струны беримбау и делает ритмический рисунок игры более четким.

Существуют 3 вида беримбау, каждый из которых служит своей цели:

Гуннга, Беррабой (порт. Gunga, Berra-boi) – беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, очень редко – вариации;

Меддиу, Сеннтру (порт. Medio, Centro) – средний беримбау, является дополняющим к гунге, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда – с небольшими вариациями;

Виолла, Виолиннья (порт. Viola, Violinha) – самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.

Три вида беримбау — виола, медиу и гунга

Рисунок 2 — Три вида беримбау — виола, медиу и гунга

Атабакке (порт. Atabaque) – традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.

Пандейру (порт. Pandeiro) – бубен.

Другие инструменты:

Агого (порт. Agogo) – двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;

Рекку-рекку (порт. Reco-Reco) – представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск». [2]

Капоэйра для меня

Тогда, на моих первых занятиях, Капоэйра привлекла неординарностью, плавностью и точностью движений.

Прямой удар ногой

Рисунок 3 — Прямой удар ногой

Акробатика в ней рассматривается не только как красивый вид спорта, а как незаменимый элемент в ударно-бросковой технике.

Элемент акробатики в Капоэйре

Рисунок 4 — Элемент акробатики в Капоэйре

Очень удивила необычная музыка, которая сопровождает Роду и которая не сразу становится понятной Новичку.

Поединок-игра

Рисунок 5 — Поединок-игра

Когда на занятиях показывают какой-то новый элемент, в голове проносится предательская мысль: «я так никогда не научусь делать», а потом сразу вспоминаю, как училась делать свое первое колесо и какие мысли посещали в тот момент.

Затем обычно наступает понимание, что реально научится всему, самое главное правильно расставить приоритеты и выделить цель. Этот же принцип я перетащила и в обыденную жизнь.

Движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ

Рисунок 6 — Движение «Ау» в интерпретации Капоэйры Режиональ

Естественно, благодаря Капоэйре, улучшилась и физическая форма. После полученной травмы в детстве, считала, что уже никогда не смогу достать руками до пола, стать на мостик или, что еще нереальней, сесть на шпагат… Но сейчас я с легкостью становлюсь на мостик, делаю перевороты, колеса, сплю в шпагате, прыгаю выше и бегаю быстрее.

Так, со временем, я научилась и учусь «перетаскивать» полученные знания на занятиях в жизнь «обычного обывателя». Поэтому Капоэйра для меня это не только способ защитить себя в неординарных ситуациях, это также способ научиться лавировать в разнообразных жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Википедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Капоэйра
  2. Википедия, свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_в_Капоэйре
Резюме
Биография
Реферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Капоэйра