Гуманитарный корректив подготовки технических специалистов

Стельмах С.С., Муза Д.Е.

Донецкий национальный технический университет


Источник: Інженерна освіта в розвитку сучасного суспільства. Секція 4. Гуманітарні аспекти інженерної освіти / Тези доповідей і повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції, присвяченої 90-річчю ДонНТУ. 30 травня — 1 червня 2011 року/ Під заг. ред. Додонова Р.О. — Донецьк: ДонНТУ, 2011. — с. 131-133.


Очень остро стоит проблема гуманитаризации технического знания. Решение этой проблемы в основном сводится к увеличению набора гуманитарных дисциплин за счет уменьшения часов в учебном плане общеобразовательных и технических дисциплин. Существует другой способ превращения инженерного образования в инженерно-гуманитарное – через изменение содержания общеобразовательных дисциплин и подбор преподавательского состава.

Значение гуманитарных знаний для студентов технического университета заключается в облегчении процесса социализации, т.е. вхождение человека в общество, в определенную систему его норм и ценностей, и развитии инженерной культуры при преобладании социокультурных ценностей.

Профессиональная деятельность происходит не в замкнутом пространстве, а в определенной социокультурной сфере. Чем меньше технический специалист знаком с этой сферой, тем больше вероятности проявления безответственности в его узкопрофессиональной работе. Технические новации являются ответом на запросы общества. Люди и техника, потребности и ценности взаимно структурируют друг друга. Развитие оригинальных технических идей, инновационных технологий, оторванных от прогностических идеалов и актуальных потребностей общества, к сожалению, уже приводит к экологическим, политическим, техногенным, социально-экономическим, гуманитарным катастрофам, представляющим угрозу как для этносов, так и для всего человечества.

В условиях нового постиндустриального, информационного общества с гуманистической нацеленностью на человека-творца - крайне необходима гармонизация технократического и гуманитарного стилей мышления, отраженных в новых концепциях образования. «Наша жизнь в исключительной степени зависит от технологии. Сегодня технология почти полностью детерминирует ее. В то же время - и не случайно - мы оказались лицом к лицу с серьезнейшими проблемами, связанными с состоянием окружающей среды, дефицитом природных ресурсов, с реакцией общества на те или иные технические нововведения» [1, с. 90 - 96].

Ученые стремятся решить проблему гуманизации технического знания, усиления аксиологической направленности технического образования. Педагогическая практика пытается решать эту проблему двумя методами:

Студенты в процессе обучения получают не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формируются как личности, приобретая комплекс качеств, необходимых им в дальнейшей жизни. Не только научно- техническая подготовка определяет лицо специалиста, все большую роль в современных условиях играют знания в области правоведения, экономики, социологии, политологии, истории, культурологии и философии.

Именно путь превращения инженерного образования в инженерно-гуманитарное имеет перспективное развитие. Это путь превращения человека-функции в человека-творца. Для достижения этой цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

Как правило, преподаватель является выпускником технического вуза, успешно поступивший в аспирантуру и подающий надежды именно в науке, но работа предполагает преподавание соответствующей дисциплины, а опыта воспитания и преподавания нет. Решение этой проблемы можно достигнуть следующим путем:

Задача усовершенствования инженерного образования решается следующим образом: ряд дисциплин можно трансформировать так, что основное содержание их отвечало бы задачам гуманизации. Наряду с «предметной» подготовкой специалиста должна обеспечиваться и его гуманитарная подготовка как профессионала, что требует пересмотра многих сторон образования.

Воспитание должно пронизывать всю работу со студентами. Для улучшения воспитания студентов необходимо шире использовать в курсах лекций элементы историзма, «проповедовать» гуманизм на примерах жизни и деятельности прогрессивных ученых, которые могут служить образцом для подражания. Знакомя студентов с деятельностью ученых, следует показать наиболее примечательные черты мировоззрения ученого, его видение мира, философское кредо, мотивы научного творчества, методы получения знаний.

Важно иметь в виду, что в организации процесса воспитания следует исходить из единства двух сторон: объективной, в которой выражены нравственные требования, предъявляемые к личности обществом, и субъективной - собственным отношением человека к обществу, к труду, к людям. Главная задача преподавателя в этом направлении состоит в том, чтобы объективное воспитание стало субъективной нормой для студентов. Если постоянно делать акцент лишь на логическую сторону обучения, т.е. развивать только ум, а не чувства, то студент может быть недостаточно затронут сообщаемыми знаниями, они не станут мотивом понимания жизни, не войдут в мировоззрение, будут лишь формальными.

Проблема воспитания молодых инженеров должна стоять перед преподавателями общеобразовательных дисциплин, так как на знаниях общеобразовательных дисциплин базируются дисциплины специальные, изучаемые впоследствии на следующих курсах вуза.

Таким образом, первоочередная задача, стоящая перед преподавателями - проанализировать содержание преподаваемых дисциплин, внести коррективы с учетом новой образовательной парадигмы, обратить свой взор к личности студента, к его будущему.

Литература

  1. Кихльман Т. Общечеловеческая ответственность инженера // Alma Mater. - 1991. - № 7.
  2. Власова С. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания // Alma Mater. - 2001. № 12.