UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Свердлова Елена Александровна

Свердлова Елена Александровна

Институт горного дела и геологии
Кафедра геоинформатики и геодезии
Специальность «Землеустройство и кадастр»

Совершенствование информационного и методического обеспечения системы государственного земельного кадастра Украины

Научный руководитель: к.т.н., доцент Митрофанова Елена Игоревна


Резюме | Биография | Библиотека | Отчет о поиске | Перечень ссылок | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Актуальность

Цель работы и задачи исследования

Государственный земельный кадастр. Его назначение и задачи

Обзор изученности области исследования

Проект закона Украины «О государственном земельном кадастре»

Международная программа Cadastre-2014

Выводы

Источники

Актуальность

В ходе земельной реформы произошли значительные изменения сложившихся земельных отношений и распределения земли между различными социальными группами. Ликвидирована государственная монополия на землю, граждане и юридические лица стали собственниками земли и могут самостоятельно совершать сделки с землей. Земля отнесена к недвижимости, что потребовало решения вопроса о координации земельного кадастра с регистрацией прав на недвижимое имущество. В отличии от существовавшей унифицированной системы земельного законодательства, современное правовое поле, регулирующее земельные отношения, характеризуется разнородностью прав на землю, изменяющимся объемом полномочий по распоряжению землей, оно неоднородно по различным регионам. Однако сложившийся к началу земельной реформы порядок ведения земельного кадастра не был приспособлен к произошедшим изменениям, поэтому его совершенствование стало необходимым условием формирования и последующего устойчивого функционирования рыночной экономики.

Примитивные земельно-учетные документы древнего Китая или древнего Египта и современные автоматизированные технологии ведения земельного кадастра преследуют одну цель — обеспечение государства, а также всех заинтересованных лиц объективной информацией о земле, которая должна быть совместима с информацией о других природных ресурсах. Во все времена человечество искало наиболее оптимальные и совершенные методы ведения земельного кадастра (реальный или парцеллярный кадастры), менялось его содержание. В современной экономике земельно-кадастровые системы стали неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.

Поскольку содержание земельного кадастра и порядок его ведения должны соответствовать уровню социально-экономического развития общества, сложившимся производственным отношениям, особую актуальность вопросы совершенствования ведения земельного кадастра, как инструмента обеспечения рационального использования земель и регулирования земельных отношений, приобретают при радикальном изменении земельного строя. В ходе осуществления земельной реформы изменились формы собственности на землю, права и обязанности субъектов земельных отношений, произошло значительное перераспределение земель, связанное с их изъятием у одной части населения и передаче другой, формированием новых и упорядочением существующих землепользовании. На первый план вышли вопросы защиты прав землепользователей, предоставления им и другим заинтересованным лицам информации о земле, обеспечения платности землепользования и сделок с землей. Такое изменение земельных отношений, вовлечение в них большого количества новых участников, значительные изменения в структуре землепользовании, отнесение земли к недвижимому имуществу, приватизация огромных площадей государственных земель и вовлечение их в рыночный оборот потребовали изменения устоявшихся взглядов на содержание и процесс ведения государственного земельного кадастра [1].


Анимация создана в программе GIF-Animator

Вопрос о совершенствовании государственного земельного кадастра всегда был и будет актуальным.

Целью работы является совершенствование информационного и методического обеспечения кадастрово-регистрационной системы Украины.

Задачи:

1. Анализ современного состояния кадастровой системы в Украине и других зарубежных странах, выявление основных предпосылок совершенствования государственного земельного кадастра в Украине.

2. Формирование системы критериев и требований к законодательному и нормативно-методическому обеспечению кадастрово-регистрационной деятельности в Украине.

3. Разработка модели кадастрово-регистрационной деятельности в Украине.

Государственный земельный кадастр. Его содержание, назначение и задачи

Государственный земельный кадастр — это свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом статусе земель. Свод этот содержит данные о территориальных зонах, а также о наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов. Документы Государственного земельного кадастра подразделяют на:
— основные;
— вспомогательные;
— производные.

К основным относят Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Единый государственный реестр земель содержит основные сведения о земельных участках, а именно:
— кадастровые номера;
— данные о местоположении, площади, категории земель и наличии разрешений на использование земельных участков;
— описание границ земельных участков и их отдельных частей;
— зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
— качественные характеристики, в том числе показатели плодородия для отдельных категорий земель;
— сведения о наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

В свою очередь, кадастровое дело представляет собой совокупность документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.

Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизведены сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных данных и целей их использования различают кадастровые карты (планы) земельных участков, дежурные кадастровые карты (планы) и производные кадастровые карты (планы). Кадастровая карта (план) земельного участка в графической и текстовой формах воспроизводит сведения о земельном участке. Дежурные кадастровые карты (планы) в графической и текстовой формах воспроизводят данные о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы) в графической и текстовой формах воспроизводят обобщенные сведения о земельном фонде, а также об экономических, социальных, природных и иных процессах, связанных с землей [2].

Предполагается, что ГЗК должен быть основой для ведения кадастров других природных ресурсов, хотя на данном этапе он практически не выполняет этих функций.

Назначение ГЗК состоит в обеспечении необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, а также граждан, с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земли, определение размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля по использованию и охране земли, экономического и экологического обоснования бизес-планов и проектов землеустройства (ст.194 ЗКУ).

К сожалению, практически все составляющие ГЗК в Украине ведутся со значительными трудностями.

Обзор изученности области исследования

Проведен анализ 42 диссертаций украинских ученых и ученых стран СНГ по теме кадастра, а также статей и публикаций, касающихся вопроса совершенствования процесса ведения государственного земельного кадастра.
В зависимости от тематики научных работ, все авторефераты были разделены на несколько групп (см.рис 1, 2):


Рисунок 1 — Систематизация направленности исследований в области кадастра в Украине


Рисунок 2 — Систематизация направленности исследований в области кадастра в странах СНГ



Проанализировав научные работы, был сформулирован ряд основных проблем в системе государственного земельного кадастра Украины:

1. невыполнение основных заданий ГЗК;

2. разбалансированная нормативная и законодательная база в области ведения земельного кадастра;

3. проблемы кадастрового зонирования;

4. проблемы кадастровых съемок;

5. проблемы бонитировки почв;

6. проблемы экономической оценки земель;

7. проблемы денежной оценки земель;

8. проблемы государственной регистрации земельных участков;

9. проблемы учета количества и качества земель.

Проект закона Украины «О государственном земельном кадастре»

На постсоветском пространстве Украина — единственная страна, которая до сих пор не имеет закона о земельном кадастре. В течение длительного периода госчиновники и депутаты не могут выбрать одну из двух альтернатив.

Первая альтернатива — концепция государственного кадастра, состоящего из иерархически организованных уровней — местного, регионального и общегосударственного. Основное звено в этой схеме — кадастр, создаваемый и контролируемый местным органом власти.

Вторая альтернатива — одноуровневый государственный кадастр, самостоятельно и единолично создаваемый Госкомземом Украины на местах. Как известно, законопроект «О Государственном земельном кадастре» трижды направлялся на рассмотрение парламента и трижды возвращался на доработку [2].

Проанализировав положения последнего законопроекта (от 04.02.2011 г. регистр. № 8077), была составлена сводная таблица существующих проблем в области ведения ГЗК Украины и предложений по проекту закона (см.таб.1).

Таблица 1 — Сравнительная таблица к проекту Закона Украины «О государственном земельном кадастре» (регистр. № 8077 от 04.02.2011 г.)
Существующие проблемы в области ведения ГЗК Украины Предложения по проекту Закона Украины «О государственном земельном кадастре»
1 — гос. регистрация земельного участка проводится во время каждой операции с земельным участком, и включает процедуру выдачи государственных актов или регистрации договоров аренды — процедура, сведенная только до присвоения кадастрового номера земельному участку при его формировании
2 — земельный участок не идентифицирован — кадастровый номер земельного участка должен указываться в решении
3 — однозначно не определен перечень документации по землеустройству и оценке земель — определен весь перечень документации по землеустройству и оценке земель
4 — в процессе внесения данных о земельном участке, принимает участие неоправданно большое количество людей — анализ поданной документации и внесение всех данных о земельном участке осуществляется исключительно районными (городскими) территориальными органами центрального органа исполнительной власти по земельным ресурсам
5 — не определен статус и порядок проверки обменного файла — предлагается определить статус и порядок проверки обменного файла
6 — вопрос установления срока внесения данных о земельных участках в ГЗК на зпконодательном уровне не урегулирован — устанавливается общий срок внесения данных о земельных участках в ГЗК
7 — все без исключения ограничения (обременения) в использовании земельных участков подлежат государственной регистрации — предусмотрено внедрение принципиально нового подхода к вопросу установления ограничений в использовании земельных участков
8 — не предусматривается отображение данных ГЗК в сети Интернет с режимом открытого доступа — предусматривается отображение данных ГЗК в сети Интернет с режимом открытого доступа (за исключением данных, свободное распространение которых запрещено законом)
9 — документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, является государственный акт на право собственности на землю — отмена с 2013 года государственных актов, подтверждающих право собственности на земельный участок. В соответствии с новой редакцией Закона Украины «Про государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их обреминений», существование двух документов, которые подтверждают это право (государственного акта и витяга про регистрацию вещных прав) не имеет смысла.

Однозначного мнения по поводу принятия этого закона среди экспертов нет: одни считают, что законопроект упростит процедуру оформления сделок с землей, другие называют этот закон «сложным», мотивируя это тем, что: " Механизм ответственности участников ведения кадастра не выписан, а значит будут продолжаться коррупция и беспорядок«.

Таким образом можно сделать вывод о том, что тех положений, которые содержаться в данном проекте закона недостаточно, необходимо дополнить его недостающими положениями, касающимися совершенствования системы ГЗК.

Международная программа Cadastre-2014

На XX конгрессе Международной ассоциации геодезистов (FIG) в Мельбурне, Австралия, решено было создать 3 рабочие группы на 4-летний период до следующего конгресса 1989 года. В соответствии с целями комиссии рабочие группы должны были изучить различные аспекты кадастра и землеустройства.

Рабочей группе было дано задание изучить проекты кадастровых реформ в развивающихся странах. Два элемента должны были быть исследованы детально: проводящаяся автоматизация кадастра и всевозрастающее значение кадастра как части больших земельно-кадастровых систем.

Основываясь на анализе тенденций, рабочая группа разработала видение кадастровых систем, т.е. как они могли бы выглядеть через 20 лет, изменения, которые могут произойти, причины этих изменений и технологии, при помощи которых эти изменения могут быть воплощены. Миссия рабочей группы была названа «Видение кадастра 2014» для того, чтобы подчеркнуть главную задачу — получить видение того, как кадастры будут выглядеть и работать через 20 лет, начиная с 1994 года.

Основываясь на существующей системе кадастра и анкетном опросе, рабочая группа приняла несколько основных положений по развитию системы кадастра в последующие 20 лет. Эти положения и их основные идеи представлены в таблице 2 [3].

Таблица 2-Основные идеи Кадастра-2014
№ п/п Положения Кадастра −2014 Основные идеи
1 Предназначения и содержание Кадастра-2014 Кадастр-2014 будет отражать полное правое положение земель, включая публичные права и ограничения.
2 Организация Кадастра-2014 Разделение между картами и регистрами будет упразднено.
3 Техническое развитие Кадастра-2014 Кадастровая картография отомрёт. Да здравствует моделирование. Бумага и карандаш исчезнут из кадастра.
4 Приватизация в Кадастре-2014 Кадастр-2014 будет высоко приватизирован. Государственный и частный сектор работают рядом.
5 Самоокупаемость в Кадастре-2014 Кадастр-2014 будет полностью самоокупаемым.

Сравнивая современное состояние системы ГЗК в Украине и те задачи, которые ставили перед собой разработчики программы Cadastre-2014 почти 20 лет назад, можно утверждать, что в системе ГЗК по-прежнему остается не решенным ряд проблем, например, вопрос автоматизации системы государственного земельного кадастра.

Выводы

В современных условиях роль государственного земельного кадастра значительно возросла. Потребность в достоверной, оперативной и наглядной земельно-кадастровой информации при совершении различных сделок с землей требует уточнения его теоретических и методических положений применительно к современному состоянию, так как наша нормативная и законодательная база в этой области полностью разбалансирована. Нет четких понятий, как должна работать система ГЗК. Все противоречиво. Одним из действенных механизмов решения проблемы управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом является внедрение в Украине единой кадастрово-регистрационной системы. В создании единой кадастрово-регистрационной системы есть ряд преимуществ.

Кроме реализации функций регистрации и гарантирования достоверности прав со стороны государства, такая система поспособствует развитию и прозрачности рынка земли [4].

Также это позволит:

— сократить сроки оформления прав на недвижимость и количество необходимых для оформления посещений органов кадастрового учета и регистрации;

— исключить дублирование информации и согласовать сведения в информационных базах.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение — декабрь 2011 г.

Опираясь на опыт Швеции — страны, которая добилась больших успехов в создании реестра собственности, планируется выявить основные предпосылки совершенствования системы ГЗК Украины.

В результате выполненной работы планируется представить рекомендации по совершенствованию законодательной базы, касающейся ведения ГЗК, а также представить модель регистрационной деятельности в Украине.

Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Источники

  1. Липски, Станислав Анджеевич. Диссертация: «Совершенствование государственного земельного кадастра Российской Федерации в условиях разграничения земель по формам собственности и развития земельного рынка», [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/;
  2. Лазаренко Андрей Вадимович. Статья: «„Битва Титанов“ за ...кадастр», [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trn.com.ua/articles/370/;

  3. Международная программа Сadastre2014, [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fig.net/cadastre2014/translation/c2014-russian.pdf;

  4. Лізунова Аліна Петрівна. Вдосконалення інформаційного та методичного забезпечення кадастрово- реєстраційних систем : дис... канд. техн. наук: 05.24.04 / Київський національний ун-т будівництва і архітектури. — К., 2006. — 151арк.

  5. Статья: «Закон о земельном кадастре не остановит коррупцию», [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lb.ua/news/

  6. Земельный кодекс Украины, [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/

  7. Проект Закона Украины «О государственном земельном кадастре» (регистр. № 8077 от 04.02.2011 г).

  8. Лященко Анатолій Антонович. Методологічні основи та інформаційно-технологічні моделі інфраструкутри геопросторових даних міських кадастрових систем : Дис... д-ра наук: 05.24.04 — 2004.

  9. Л.Л. Перович. Організаційно-технічні засади ефективного функціонування кадастру нерухомості в Україні : Автореф. дис... канд. техн. наук: 05.24.04 / Л.Л. Перович; Київ. нац. ун-т буд-ва і архіт. — К., 2002. — 19 с.

  10. Євсюков Тарас Олексійович. Державний земельний кадастр як інформаційна основа еколого-економічної оцінки використання земель: дис... канд. екон. наук: 08.08.01 / Державне підприємство «Головний науково-дослідний та проектний ін-т землеустрою;. — К., 2005.

  11. Володін Микола Олександрович. Теоретичні основи формування кадастрового забезпечення базових процесів використання земельних ресурсів: дис... д-ра техн. наук: 05.24.04 / Київський національний ун-т будівництва і архітектури. — К., 2004.

  12. Губар Юрій Петрович. Кадастрова багатофакторна оцінка міських земель : Дис... канд. техн. наук: 05.24.04 / Національний ун-т «Львівська політехніка». — Л., 2004. — 165арк.

  13. В.М. Кілочко. Науково-методичні засади грошової оцінки земель : Автореф. дис... канд. екон. наук: 08.08.01 / В.М. Кілочко; Держ. п-во «Голов. наук.-дослід. та проект. ін-т землеустрою». — К., 2004. — 20 с.

  14. Кривобоков Марко Геннадійович. Формалізація оціночного зонування міських земель з застосуванням ГІС- моделі : дис... канд. техн. наук: 05.24.04 / Київський національний ун-т будівництва і архітектури. — К., 2005.

  15. Лісниченко Сергій Васильович. Містобудівна оцінка якості житлового середовища : дис... канд. техн. наук: 05.23.20 / Київський національний ун-т будівництва і архітектури. — К., 2007. — 194арк.


Резюме | Биография | Библиотека | Отчет о поиске | Перечень ссылок | Индивидуальный раздел