Портал недвижимости

Земельный союз Украины




Библиотека

Источник: http://www.zemelne.com/ru/faq/index.php?iblock=17&element=845


Новые правила получения лицензий на право выполнения землеустроительных и землеоценочных работ противоречат принципам рыночной экономики и могут уничтожить землеустроительную отрасль. Заявление Земельного союза Украины

Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам утверждены новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ (приказ Госкомзема от 05.08.2009 г. № 423).

Ассоциация «Земельный союз Украины» в целом приветствует намерения Госкомзема совершенствовать нормативные документы и навести порядок в землеустроительной отрасли.

В то же время, целый ряд положений новых Лицензионных условий и приказа, которым настоящий документ утвержден, вызывают обеспокоенность, поскольку они не только суживают права частных землеустроительных и землеоценочных предприятий, но и направленные на монополизацию отрасли, но и, на наш взгляд, противоречат Конституции и Законам Украины.

В частности, п. 3 приказа, который обязывает лицензиатов до 01.01.2010 г. привести действующие лицензии на проведение землеустроительных и землеоценочных работ в соответствие с новыми Лицензионными условиями, противоречит ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность.

Новая редакция Лицензионных условий содержит положения, которые имеют неопределенный правоприменяющий характер и несут дополнительные коррупционные риски. Так, в абзаце 4 подпункта 1.7 предусматривается добавление к заявлению о выдаче лицензии засвидетельствованной в установленном порядке копии квалификационного свидетельства оценщика из экспертной денежной оценки земельных участков. При этом в документе отсутствуют любые ссылки на нормативно правовые акты, которыми этот порядок установлен. Такие же недостатки имеют положение абзаца 2 подпункта 3.1.1., абзаца 3 подпункта 3.3.1. и абзаца 4 подпункта 4.2.1. относительно геодезического оборудования, технического оборудования, программного обеспечения, которые необходимы для осуществления производственной деятельности, наличия информационного обеспечения процесса разработки отчетов, с экспертной денежной оценки земельных участков, возможности оперативного внесения изменений к ним и тому подобное.

Подпунктом 1.21. Лицензионных условий лицензиатов обязан информировать Госкомзем об объемах выполненных работ за формой, которая приведена в дополнении 6. Обращает на себя внимание, что содержание предложенной формы значительно шире, чем отчет об объемах выполненных работ, ведь она требует предоставления информации и о заказчиках землеустроительных работ, в том числе и об основателях юридических лиц – заказчиках землеустроительной документации.

Так же сомнительными высматривают абзац 6 подпункта 4.1.3., абзац 6 подпункта 4.2.3., которые требуют предоставления лицензиатом определенных данных в территориальные органы земельных ресурсов за местом проведения экспертной денежной оценки земельного участка. При этом не учитываются интересы владельца земельного участка, а информация о нем, в том числе и конфедициальная, будет передаваться без его согласия и с непрозрачной целью.

Положение абзаца 2 подпункта 3.1.1., абзаца 2 подпункта 4.1.1., абзаца 2 подпункта 4.2.1 относительно наличия на балансе лицензиата четко определенного оборудования и программного обеспечения является проявлением вмешательства государства в пути осуществления хозяйственной деятельности частным субъектом ведения хозяйства. Кроме того, такое навязывание определенных видов техники, оборудования и программного обеспечения, воспринимается, как лоббирование государственным органом интересов определенных частных компаний-производителей отмеченного оборудования и программного обеспечения.

К сожаленью, орган лицензирования не в достаточной мере провел анализ специфики работ, которые этот орган лицензирует. Например, высокоточный и очень дорогой электронный тахеометр не является предметом ежедневного приложения. К тому же, использование этого прибора больше касается геодезических, а не землеустроительных (проектных) работ.

Неопределенными остаются пути подтверждения физическим лицом – предпринимателем принадлежности ему компьютерной техники и программного обеспечения.

Лицензионные условия обязывают лицензиатов повышать квалификацию своих сотрудников, и, в целом, такое требование является правильным. В то же время, повышение квалификации землеустроителей и землеоценщиков, согласно Лицензионным условиям, должно происходить в учебных заведениях, которые заключили договор о сотрудничестве с Госкомземом. Эта норма документа не основывается на правовых принципах и имеет гласную коррупционную расцветку.

Абзац 8 подпункта 3.1.3., абзац 7 подпункта 4.1.3., абзац 7 подпункта 4.2.3. и абзац 7 подпункта 3.3.3. открыто нарушают принцип свободы договорных отношений и урегулирования противоречий между сторонами в судебном порядке, а не путем лишения лицензии. Такой императивный подход к договорным правоотношениям, скорее всего, спровоцирует своеволие со стороны органа лицензирования и отдельных должностных лиц, что в свою очередь создаст еще один коррупционный риск.

Абзац 6 подпункта 3.1.2. предусматривает, что ответственный за соблюдение требований законодательства не может выполнять такую функцию в другом юридическом лице. При этом не принято во внимание, что во многих случаях объемы работ и квалификация специалиста позволяют ему принимать участие в деятельности нескольких субъектов ведения хозяйства без снижения качества выполненых работ. К тому же, такое требование Лицензионных условий однозначно нарушает право гражданина на труд.

Подпункт 3.2. содержит необоснованные дополнительные квалификационные требования относительно штатного расписания частного предприятия и является вмешательством в хозяйственную деятельность. Да, наличие в штате лицензиата специалистов с определенным образованием не видится обязательным, поскольку, в случае получения частным предприятием заказа на выполнение определенных специфических работ такие специалисты могут быть привлечены на договорных принципах.

Это только небольшой перечень положений документу, которые противоречат или не согласовываются с действующим законодательством, способствуют коррупции, лоббируют интересы определенных коммерческих компаний, создают антиконкурентную среду и в остальном разрушают землеустроительную отрасль, а также нарушают права человека и гражданина.

Полный анализ приказа Госкомзема от 05.08.2009 г. и Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ приведено в дополнении.

Земля – главное богатство Украины, а земельные отношения – базовое, системосоздаваемое явление. От того, как они перестроены, как ведут себя их регуляторы и субъекты во многом зависит развитие государства и общества. Непродуманное, агрессивное вмешательство в этот сложный и глубоко интегрируемый во все области жизни страны и общества механизм может привести не только к хаосу в отдельной отрасли производства, но и к экономической и правовой катастрофе в масштабах государства.

Специалисты «Земельного союза Украины» и в дальнейшем будут изучать текст новых Лицензионных условий с целью разрабатывания рекомендаций для частных землеустроителей и землеоценщиков. Эти рекомендации в ближайшее время будут опубликованы на веб-сайте Ассоциации и разосланы членам «Земельного союза Украины».

«Земельный союз Украины» приглашает все заинтересованые стороны к обсуждению ситуации, которая сложилась в связи с введением в действие новых Лицензионных условий, и общего поиска путей налаживания государственно частного партнерства, которое должно базироваться на рыночных принципах и будет направлено на спасение землеустроительной отрасли.

Земельный союз Украины

Анализ текста приказа Госкомзема от 05.08.2009 г. № 423 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ» и текста Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ

Ассоциация «Земельный союз Украины» считает, что приказ Госкомзема от 05.08.2009 г. № 423 и утвержденые им Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ не в полной мере отвечают действующему законодательству в сфере землеустройства и оценки земель, суживает права и свободы граждан, не отвечает принципам государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности, а также неоправданно ограничивает экономическую конкуренцию.

Неприемлемость утвержденных Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ (дальше – лицензионных условий) обусловливается следующим:

1. Пунктом 1.15 лицензионных условий предусмотрено, что «лицензиат, по закону Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации» должен подавать к Госкомзему (территориальным органам Госкомзема в областях) документацию из землеустройства и отчеты из экспертной денежной оценки земельных участков для проведения обязательной, выборочной и добровольной форм государственной экспертизы». Отмеченное положение не учитывает существующее административно-территориальное устройство Украины и ограничивает право субъектов ведения хозяйства в Киеве и Севастополе, а также АР Крым, подавать документацию на экспертизу к соответствующим территориальным органам земельных ресурсов.

2. Пунктом 1.17 лицензионных условий предусмотрено, что «лицензиат, который осуществляет осуществление хозяйственной деятельности относительно выполнения работ из землеустройства, обязан представлять результаты указанных работ в электронном виде к территориальным подразделам Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» согласно требованиям, утвержденным Госкомземом».

Отмеченное требование не отвечает статье 32 Закона Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV, а также статьи 20 Закона Украины «Об оценке земель», согласно которых разработчики документации из землеустройства, технической документации из бонитувания почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков, а также отчетов, о проведениях экспертной денежной оценки земельных участков, обязанных безвозмездно передавать копии материалов в Государственный фонд документации из землеустройства. Ведь постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.2004 № 1553 «Об утверждении Положения о Государственном фонде документации из землеустройства» не предусмотрено участие Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» и его территориальных подразделов в ведении Государственного фонда документации из землеустройства, а также сборе, обработке, учете материалов, полученных в результате осуществления землеустройства и оценки земель.

Законодательство Украины не содержит никаких требований к субъектам ведения хозяйства, которые выполняют работы из землеустройства, а также землеоценочные работы, относительно необходимости представления результатов выполненных работ хозяйничающему субъекту – Государственному предприятию «Центр государственного земельного кадастра».

Зато, упомянуто предприятие, как орган регистрации прав, в соответствии со статьей 7 Закона Украины «О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 01.07.2004 № 1952-IV, должен проводить регистрацию прав на недвижимое имущество, их ограничений, праводействия относительно недвижимости. Данный Закон не предусматривает осуществления Государственным предприятием «Центр государственного земельного кадастра» сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства и оценки земель.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1088 «О создании единственной системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав, на них в составе государственного земельного кадастра», к созданию Государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество, государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» проводит регистрацию земельных участков и прав на них путем внесения записей о регистрации земельных участков и прав на них к базе данных государственного реестра земель. Кроме того, государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» администратором базы данных государственного реестра земель. Это постановление не уполномочивает Государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» на осуществление сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства и оценки земель.

Программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, что утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 02.12.1997 № 1355, не содержит положения относительно необходимости сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства и оценки земель Государственным предприятием «Центр государственного земельного кадастра». Кроме того, отмеченая программа фактически потеряла свое значение в 2006 году (поскольку ее мероприятия были предусмотрены лишь по 2005 год включительно), а решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21.11.2008 «О выполнении решений Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам регуляции земельных отношений, использования и охраны земель», что введено в строй Указом Президента Украины № 5/2009 от 12.01.2009, констатируется, что автоматизированая система ведения государственного земельного кадастра в доныне не внедренная.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 № 1021 «Об утверждении порядков ведения Поземельной книги и Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли» предусмотрено, что структура Поземельной книги в электронном виде, а также Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли в электронном виде, форма передачи сведений территориальными органами Госкомзема операторам для внесения сведений в нее, порядок взаимодействия территориальных органов Госкомзема и операторов во время ее ведения утверждаются Госкомземом. Таким образом, информационное наполнение электронных версий Поземельной книги и Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли должен осуществляться в порядке взаимодействия территориальных органов Госкомзема и операторов без участия субъектов ведения хозяйства, которые выполняют работы из землеустройства и землеоценочные работы.

Кроме того, ввиду того, что, в данное время, услугу по «Внесение (предоставление) сведений к (з) базе данных Автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» Государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» предоставляет на платной основе (в т.ч. на договорных условиях, как это предусмотрено пунктом 8.4 таблицы 6.1 Размеров оплаты земельно кадастровых работ и услуг, которые утверждены приказом Госкомзема Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины, от 15.06.2001 № 97/298/124 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.07.2001 за № 579/5770), требование пункта 1.17 лицензионных условий фактически нарушает статье 15 и 16 Закону Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III и может свидетельствовать об антиконкурентных действиях Госкомзема как органа власти – принятия приказа, который может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции, в частности:

· прямое или опосредствованное принуждение субъектов ведения хозяйства, которые выполняют работы из землеустройства и землеоценочные работы, к приоритетному заключению договоров, первоочередного приобретения товаров, у определенного продавца (ДП «Центр государственного земельного кадастра»);

· предоставление отдельному субъекту ведения (ДП «Центр государственного земельного кадастра») хозяйства льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции;

· действия, в результате, которого субъектам ведения хозяйства создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности в сравнении с ДП «Центр государственного земельного кадастра», который также является исполнителем работ из землеустройства и землеоценочных работ;

· действия, которым устанавливаются непредусмотренные законами Украины ограничения самостоятельности предприятий относительно приобретения или реализации товаров.

Статьей 16 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III запрещено органам власти делегировать отдельные властные полномочия предприятиям, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции. Ввиду того, что Государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра» является исполнителем работ из землеустройства и землеоценочных работ, предоставления ему полномочий, относительно получения информации о выполненных работах от других лицензиатов, а, тем более, производить за это плату, явно нарушает эту норму Закона.

Принимая во внимание изложенное, требование лицензионных условий относительно представления лицензиатами результатов работ в электронном виде к территориальным подразделам Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» согласно требованиям, утвержденным Госкомземом» является неправомерной.

3. Требование пункта 1.19 лицензионных условий, согласно какого «названия должностей и профессий в штатном расписании лицензиата (юридического лица) должны отвечать Национальному классификатору Украины «Классификатор профессий» ДК 003:2005, утвержденному приказом Держспоживстандарту Украины от 26.12.2005 № 375», неправомерная, поскольку согласно статьи 10 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III к заявлению о выдаче лицензии добавляются документы, исчерпывающий перечень, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечнем документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 № 756, не предусмотрено представление штатного расписания лицензиата, как приложение к заявлению о выдаче лицензии для вида хозяйственной деятельности «Проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ и земельных торгов».

Кроме того, отмечено требование явно нарушает принцип адекватности регуляторной политики, что установленный статьей 4 Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV, ведь качество работ, которые лицензируются, зависит от квалификации исполнителя, а не от названия его должности.

Кроме того, Классификатор профессий ДК 003:2005, в соответствии с пунктом 1.4 этого классификатора, не предназначенный для использования при лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности.

4. Требование пункта 1.20 лицензионных условий, согласно которого «должностные инструкции работников всех должностей, отмеченных в штатном расписании лицензиата, должны быть разработаны в соответствии со Справочником квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного руководителем лицензиата», неправомерная, поскольку согласно статьи 10 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III к заявлению о выдаче лицензии добавляются документы, исчерпывающий перечень который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечнем документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 № 756, не предусмотрено представление должностных инструкций работников лицензиата как приложение к заявлению о выдаче лицензии для вида хозяйственной деятельности «Проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ и земельных торгов».

Кроме того, Справочник квалификационных характеристик профессий работников (утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 16.02.1998 № 24) не зарегистрирован в Минюсте Украины, не является нормативно- правовым актом и не содержит, в настоящее время, квалификационные характеристики исполнителей работ из землеустройства и оценки земель.

5. Требование пункта 1.21 лицензионных условий, согласно которого лицензиаты должны информировать Госкомзем до 15 января следующего за отчетным годом об объемах выполненных работ из землеустройства, землеоценочных работ, явно нарушает принцип целесообразности регуляторной политики, что установленный статьей 4 Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV, ведь согласно статьи 32 Закона Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV и статьи 20 Закона Украины «Об оценке земель», согласно которых разработчики документации из землеустройства, технической документации из бонитувания почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков, а также отчетов, о проведениях экспертной денежной оценки земельных участков, обязанных безвозмездно передавать копии материалов в Государственный фонд документации из землеустройства.

Пунктом 12 Положения о Государственном фонде документации из землеустройства, что утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.2004 № 1553, предусмотрено, что учет документации из землеустройства в местном фонде ведется по административным районам в разрезе населенных пунктов и городах областного значения. Местный фонд один раз на полугодие предоставляет региональному фонду информацию о наличии документации из землеустройства в местном фонде. Учет документации из землеустройства в региональном фонде ведется по Автономной Республике Крым, областях в разрезе административных районов и по Киеву и Севастополю. Для централизованного учета региональный фонд ежегодно предоставляет Главному фонду информацию о наличии документации из землеустройства в региональном и местном фондах. Учет документации из землеустройства в Главном фонде и централизованый учет сведений относительно документов Государственного фонда ведется по Автономной Республике Крым, областях, г. Киева и Севастополя.

Таким образом, учет объемов выполненных работ из землеустройства и землеоценочных работ должен осуществляться без участия субъектов ведения хозяйства в составе Государственного фонда документации из землеустройства органами, которые осуществляют его ведение. Представление дополнительной отчетности явно нецелесообразно.

6. Пункт 2.1 лицензионных условий составленный без учета требований действующего законодательства, в частности, не предусмотрено осуществление по лицензии на проведение работ из землеустройства таких видов работ:

1) разрабатывание документации из землеустройства относительно определения государственной границы Украины (статья 42 Закона Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV);

2) предоставление консалтинговых услуг по вопросам землеустройства (статья 41 Закона Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV);

3) разрабатывание планов земельно- хозяйственного уклада территорий населенных пунктов (статья 39 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III, постановление Кабинета Министров Украины от 22.02.2008 № 79 «Об утверждении Порядка составленого плана земельно- хозяйственного уклада территории населенного пункта»);

4) разрабатывание проектов землеустройства относительно приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций (статья 118 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III);

5) разрабатывание проектов землеустройства относительно использования земель затопления в сельскохозяйственном производстве (постановление Кабинета Министров Украины от 31.01.2001 № 87 «О порядке использования земель в зонах их возможного затопления в результате наводнений и паводков»).

Кроме того, отдельные виды проектных решений отмеченных в этом пункте дублируются в разных видах проектной документации, в частности:

1) «разрабатывание проектов землеустройства относительно установления пределов зон санитарной охраны курортов» (подпункт 21) осуществляется в составе «разрабатывания проектов землеустройства относительно организации и установления пределов территорий оздоровительного назначение (кроме топографо-геодезических и картографических работ)» (подпункт 4);

2) «разрабатывание проектов землеустройства относительно определения размера и режима использования земельных участков полос отведения» (подпункт 17) осуществляется в составе «разрабатывания проектов землеустройства относительно отведения земельных участков (кроме топографо-геодезических и картографических работ)» (подпункт 6);

3) «разрабатывание проектов землеустройства относительно установления размера и пределов прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов» (подпункт 16) осуществляется в составе «разрабатывания проектов землеустройства относительно установления водоохранных зон вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов» (подпункт 15).

7. Неправомерным является организационное требование к субъектам ведения хозяйства при осуществлении хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства (пункты 3.1.1 и 3.3.1) относительно наличия на балансе лицензиата геодезического оборудования (высокоточного или точного электронного тахеометра, другого измерительного прибора), ведь лицензия на проведение работ из землеустройства не дает право на выполнение топографо-геодезических, картографических работ, которые, согласно пункта 44 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III, лицензируются отдельно от проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ и земельных торгов. Зато, пунктом 1.16, подпунктами 3-6, 11-13 пункта 2.1 лицензионных условий подчеркивается, что лицензиат, в случае выполнения им топографо-геодезических и картографических работ, должен иметь лицензию на выполнение топографо-геодезических, картографических работ, выданную Государственной службой геодезии, картографии и кадастра.

Геодезическое оборудование не используется в процессе проведения землеустройства, ведь работы из землеустройства и землеоценочные работы имеют инжиниринговое направление (проектно-конструкторское, расчетно-аналитическое), включают подготовку технико-экономических обоснований проектов, юридическое обеспечение, выработку рекомендаций, в сфере организации производства и управления землепользованием и тому подобное. Топографо-геодезические и картографические работы по своему содержанию и создаваемой продукцией относятся к работам изысканого характера, а лицензирование топографо-геодезических и картографических работ осуществляется по отдельным лицензионным условиям (приказ Держкомпидприемництва и Минэкоресурсов Украины от 12.02.2001 № 24/43).

Таким образом, требование пунктов 3.1.1 и 3.3.1 лицензионных условий относительно наличия на балансе лицензиата геодезического оборудования фактически нарушает статью 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III и может свидетельствовать об антиконкурентных действиях Госкомзема как органа власти – принятия приказа, который может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции, а именно:

· действие, в результате, которого отдельным субъектам ведения хозяйства или группам субъектов ведения хозяйства создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности в сравнении с конкурентами;

· действия, которые устанавливаются не предусмотренные законами Украины запрещения и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью.

8. Неправомерными являются требования относительно «наличия в составе лицензиата структурного подразделения, которое обеспечивает проведение работ из землеустройства» (пункт 3.1.1) и «наличия в составе лицензиата структурного подразделения, которое обеспечивает проведение землеоценочных работ» (пункт 4.1.1), поскольку согласно статьи 10 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III к заявлению о выдаче лицензии добавляются документы, исчерпывающий перечень, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечнем документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 № 756, не предусмотрено представление сведений о внутренней организационной структуре лицензиата как приложению к заявлению о выдаче лицензии для вида хозяйственной деятельности «Проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ и земельных торгов».

Законы Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 № 858-IV и «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV не устанавливают особенных требований к внутренней организационной структуре субъектов ведения хозяйства, которые выполняют работы из землеустройства и землеоценочные работы.

Кроме того, отмеченое требование явно нарушает принцип целесообразности регуляторной политики, что установленно статьей 4 Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV, ведь качество работ, которые лицензируются, не зависит от внутренней организационной структуры лицензиата.

9. Неправомерными являются квалификационные требования отмеченные в пунктах 3.1.2, 3.2, 3.3.2, 4.1.2, 4.2.2 лицензионных условий, поскольку согласно статьи 10 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III к заявлению о выдаче лицензии добавляются документы, исчерпывающий перечень который устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечнем документов, которые добавляются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 № 756, не предусмотрено представление документов о высшем образовании работников лицензиата, их стаж работы как приложению к заявлению о выдаче лицензии для вида хозяйственной деятельности «Проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ и земельных торгов», кроме квалификационного свидетельства оценщика из экспертной денежной оценки земельных участков (в случае получения лицензии для проведения землеоценочных работ). При чем постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 № 756 предусматривает представление лишь одного квалификационного свидетельства оценщика, а не двух и больше свидетельств.

Сведения о высшем образовании и повышении квалификации работников лицензиата в любом случае не принадлежат к «сведениям о наличии материально-технической базы, необходимой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности», ведь понятием «материально-техническая база» описываются основные фонды и оборотные активы, которые находятся на балансе субъекта ведения хозяйства, но не кадровое обеспечение, штатное расписание или внутренняя организационная структура.

Утвержденые квалификационные требования грубо нарушают не только Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III, но и требования статьи 7 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV, согласно которой оценщиками из экспертной денежной оценки земельных участков могут быть гражданами Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые сдали квалификационный экзамен и получили квалификационное свидетельство оценщика из экспертной денежной оценки земельных участков в соответствии с требованиями данного Закона и Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав, и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 № 2658-III.

Никаких дополнительных требований относительно: наличию у оценщика диплома об окончании высшего учебного заведения за специальностями «землеустройства» или «землеустройства и кадастре» за образовательно- квалификационным уровнем специалист, магистр, и стажа работы за специальностью не меньше чем три года; двухгодичного опыта практической деятельности из экспертной денежной оценки земельных участков, наличия в субъекте ведения хозяйства два оценщиков, из экспертной денежной оценки земельных участков (в т.ч. по трудовому соглашению у физического лица – предпринимателя) и тому подобное, законодательство (законы Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV и «Об оценке имущества, имущественных прав, и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 № 2658-III) не содержит. Таким образом, утвержденные квалификационные требования лишают оценщиков из экспертной денежной оценки земельных участков, которые получили согласно законодательства квалификационное свидетельство, права на труд, что гарантировано статьей 43 Конституции Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР.

Введение подобных квалификационных требований относительно работников субъектов ведения хозяйства следует также рассматривать, как нарушение Госкомземом статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III и совершение им антиконкурентных действий путем принятия приказа, который запрещает или препятствует созданию новых предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в любой сфере деятельности, а также установления ограничений, на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретения или реализацию определенных видов товаров.

10. Неправомерным и избыточным является организационное требование к субъектам ведения хозяйства при осуществлении хозяйственной деятельности относительно проведения землеоценочных работ «предоставлять данные (вытянул из отчета) о результатах экспертной денежной оценки земельных участков к территориальному органу земельных ресурсов за местом ее проведения в трехдневный срок после подписания акта выполненных работ», которая явно нарушает принцип целесообразности регуляторной политики, что установленный статьей 4 Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV, ведь согласно статьи 20 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 № 1378-IV разработчики отчетов о проведении экспертной денежной оценки земельных участков обязаны безвозмездно передавать копии материалов в Государственный фонд документации из землеустройства. При этом, требование дополнительно передавать территориальному органу земельных ресурсов в достаточно короткий срок вытянул из отчета, если передается сам отчет, явно необоснованная и избыточная.

11. Приказ Госкомзема от 05.08.2009 № 423 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ» утверждено с нарушением статьи 8 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 № 1775-III, согласно которой лицензионные условия утверждаются общим приказом специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования и органа лицензирования. Упомянут приказ от 05.08.2009 № 423 утверждено Госкомземом самостоятельно, что прямо нарушает требование Закона.

Таким образом, Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности относительно проведения работ из землеустройства, землеоценочных работ, которые утверждены приказом Госкомзема от 05.08.2009 № 423, нарушают требования действующего законодательства. Установление необоснованных, неадекватных и избыточных условий к лицензиатам (прежде всего, квалификационных и организационных) приведет к резкому сокращению количества субъектов ведения хозяйства что выполняют работы из землеустройства и землеоценочные работы без улучшения качества выполнения работ, которые лицензируются.

Утвержденные лицензионные условия будут способствовать утверждению монопольного (доминирующего) положения отдельных субъектов ведения хозяйства на территориально выраженных рынках, а также поддержание и усиление этого положения. Это существенно ограничит экономическую конкуренцию, исчезнет соревнование между субъектами ведения хозяйства с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами ведения хозяйства, в результате чего потребители потеряют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельные субъекты ведения хозяйства смогут определять условия выполнения работ из землеустройства и землеоценочных работ на рынке.

Качество работ, которые лицензируются, должно поддерживаться не излишне жесткими лицензионными условиями, что за формальными признаками ограничивают круг лицензиатов, а благодаря созданию Госкомземом государственных стандартов, норм и правил выполнения работ из землеустройства и оценки земель, которые бы регламентировали состав и содержание соответствующей документации.