Мининг C.C.


Источник: http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:c4j9e9jxXcwJ:www.giab-online.ru/files/Data/2005/9/1_Teresh1.pdf


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА

При анализе значения минеральносырьевого комплекса в развитии экономики страны, формировании уровня жизни ее населения, а также авторитета России на международной арене обоснованно принимается вывод о стратегической роли геологоразведочного производства как одного из основных элементов создания, расширения и эффективного управления минерально-сырьевой базой.

Добывающие компании, осуществляющие ГРР в соответствии с действующими лицензионными соглашениями, заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли, а не в восстановлении МСБ. Разведочные работы в основном ведутся ими на лицензионных участках, работы на нераспределенном фонде недр не осуществляются.

Катастрофическое положение геолого-разведочной отрасли (уменьшение объемов и источников финансирования ГРР и в связи с этим практически полная ликвидация геологоразведочных и научноисследовательских организаций) вызывает необходимость выделения специфического направления геологических исследований, названного стратегической геологией. Термин представляется удачным, поскольку сама геологическая деятельность является стратегической, стратегической являются результаты этой деятельности (как в виде геологической информации, так и в виде запасов полезных ископаемых), а также он подчеркивает стратегический характер управленческих решений, необходимых на современном этапе формирования рыночных отношений в российской экономике.

Представляется целесообразным остановиться на семантическом значении термина «стратегия». Большая Советская Энциклопедия определяет стратегию военную как часть военного искусства, занимающуюся вопросами подготовки и ведения войны, военных кампаний и стратегических операций. Она охватывает деятельность высшего военного командования по подготовке и ведению войны и военных действий, исследует объективные закономерности подготовки и ведения борьбы и разрабатывает на этой основе формы и способы организации, подготовки и использования вооруженных сил государства (или коалиции государств) для достижения победы.

Складывается впечатление, что в настоящее время геологи похожи на солдат регулярной армии, внезапно застигнутых прочным миром. Правда никакого мира нет и в помине, борьба за минеральные ресурсы велась со времени существования греческой цивилизации и ведется сейчас (о чем свидетельствует иракский кризис). Вообще XXI век в связи с возрастающими потребностями в минеральном сырье будет эпохой борьбы за участки недр с повышенным уровнем горной ренты.

Для того чтобы выжить в этой борьбе Россия должна иметь высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками по управлению минерально-сырьевым потенциалом в условиях рыночной экономики.

В этой связи заслуживает самого пристального внимания инициатива проф. Воробьева А. Е. (УДН им. П. Лумумбы) по открытию специальности «Предпринимательская деятельность в горном деле». При этом совершенно справедливо отмечается, что процессы глобализации и развитие института рыночных отношений сдвигают сферу горного инженера… в направлениях национальной минеральносырьевой безопасности, макроэкономики и отраслевого менеджмента, экспорта минерального сырья и его продуктов, конъюнктуры мирового рынка [1].

Вопросы минерально-сырьевой безопасности России сейчас стоят особенно остро в связи с негативными процессами, происходящими в экономике страны и в воспроизводстве минерально-сырьевой базы. Несмотря на то, что Россия богата полезными ископаемыми, низкая рентабельность их добычи и транспортировки делает их неконкурентыми на международных рынках. Некоторые виды минерального сырья конкурентны либо по причине своих стратегических свойств (никель и платиноиды, алмазы, Zr и некоторые другие) либо за счет геологоразведочного и горнопромышленного задела, созданного при существовании Советского Союза, низкого уровня оплаты труда и критической техногенной нагрузки на экологическую среду.

Несмотря на многие положительные стороны, рыночная экономика не способна регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого человека в отдельности (так называемые &дaquo;провалы рынка»). Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли, которые не приносят достаточно высокой прибыли (академическая наука, геологоразведка, экология и др.).

По поводу экспорта минерального сырья необходимо заметить следующее. Рост объемов экспорта стратегических видов сырья обусловливает увеличение зависимости экономики страны от конъюнктуры мирового рынка, особенно нефти и газа. К тому же скоро и экспортировать будет нечего. Ведь останавливая геологоразведочные работы, мы в самой ближайшей перспективе столкнемся с угрозой отсутствия сырья не только для экспортных целей, но и для внутреннего потребления. А это повлечет за собой остановку добывающих и перерабатывающих предприятий, в большинстве своем градообразующих. Уже сейчас российская промышленность испытывает дефицит титанового, марганцевого, хромового и других видов сырья. Немаловажен и тот факт, что хотя по запасам многих видов минеральных ресурсов Россия и занимает ведущие места в мире (Cu — 3, Pb — 3, Zn — 1, Sn — 2, W — 3, Ni — 2, Hg — 3, Sb — 4, Mo — 3), но по качественным характеристикам, горно-геологическим и другим условиям разработки наши месторождения значительно уступают зарубежным.

Очевидно, что все эти проблемы требует решения на государственном уровне. Этому посвящены многочисленные статьи и публикации нашего бывшего министра геологии Евгения Александровича Козловского, человека высокой гражданственности и профессионализма.

К несчастью, основными результатами современной российской экономической политики стали активное вытеснение государства из производственной сферы и его сознательный уход от функций планирования и управления. Возникла даже некая боязнь самого термина «план». Вместо трансформирования директивного централизованного планирования в другие, более соответствующие рыночным условиям формы, планирование фактически попало в опалу и было заменено разработкой прогнозов, а Госплан был преобразован в Министерство Экономики и прогнозирования. Неудачи в проведении рыночных реформ во многом объясняются отсутствием на начальном этапе целостной государственной политики в их осуществлении вообще и, главным образом, недооценкой своих собственных достижений в планово-экономической сфере.

В этом смысле примечательны слова Дж. Грейсона и Карлы О'Делл из их книги «Американский менеджмент на пороге XXI века»: «Что бы ни думали некоторые экономисты, их понимания современной сложной экономики явно недостаточно для разработки большого комплекса скоординированных мероприятий, которые оказались бы хотя бы чуть-чуть лучше советских народнохозяйственных планов»[2].

Вообще противопоставление государства и рынка, плана и рынка далеко от реальной обстановки. Б.Д. Клюкин, осуществив анализ горных отношений в странах западной Европы и США, констатировал участие государства в горнопромышленной деятельности этих стран, несмотря на рыночный характер их экономик. Также он сделал интересное предположение о заимствовании ряда идей (заключающихся, прежде всего, в преимущественно государственной собственности на месторождения, а также в необходимости планирования деятельности горнодобывающих предприятий) из исторического опыта регулирования горных отношений в Советском Союзе.

Необходим синтез государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического развития.

В качестве важнейшего рычага государственного регулирования выступает планирование социально-экономического развития, без которого неосуществимо согласование интересов государства, отдельных регионов и хозяйствующих субъектов, зачастую не совпадающих или противоречащих друг другу.

Наиболее распространенная форма планирования в современном мире — государственное программирование — включает как разработку комплексных программ социально-экономического развития, так и целевых программ, разрабатываемых для решения отдельных проблем. Несомненно, что такие мероприятия являются ключевыми моментами в вопросе повышения эффективности геологоразведочных работ.

В настоящее время разработана целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.) и ее подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы». К сожалению, по словам Зиннатулина М.З.: «От органов исполнительной власти, планирующих экономическое развитие, до сих пор не получены ориентиры на долгосрочную перспективу, полученные на основе учета технологического уклада, платежного баланса государства, потребностей оборотного сектора, необходимости складских запасов и т. д. Это вынуждает ориентироваться на текущие потребности и потребности ближней перспективы (5-6 лет)» [3].

Вообще в России в настоящее время слабо осуществляется среднесрочное и долгосрочное планирование и прогнозирование, преобладает краткосрочное, связанное с бюджетным планированием. И все это имеет место, несмотря на то, что в нашей стране имеются давние традиции именно долгосрочного планирования.

Наряду с этим первостепенное внимание должно быть уделено развитию управленческих наук как нашего единственного шанса на выживание. В 80-х гг. прошлого века в практику управления многих ведущих компаний мира прочно вошли идеи так называемого стратегического менеджмента — стратегического управления предприятиями. Появились и первые российские учебные пособия, посвященные данной тематике, например учебник О.С. Виханского «Стратегическое управление», выдержавший уже второе издание, в котором стратегическое управление рассматривается как «деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, являющейся важнейшей составляющей жизни современной деловой организации» [4].

Теория стратегического менеджмента определяет стратегию организации как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее состояние. Без стратегии нет продуманного плана действий, нет единой программы достижения желаемых результатов.

Стратегические направления развития — долгосрочные перспективы развития. Для достижения хороших результатов, прежде всего, необходимо поставить хорошие цели, служащие выработке направлений деятельности и прогресса организации. Процесс стратегического управления является динамическим. Тремя основными задачами создания стратегии являются формулирование стратегического видения, установление целей и разработка стратегий [5].

При этом стратегия должна быть нравственной. Это означает больше, чем просто придерживаться того, что является законным. Выработка и осуществление стратегии реализуется по отношению к трем сферам применения проявления стратегического управления: 1) организации; 2) продукта, создаваемого в результате деятельности организации; 3) человеческого потенциала как основы организации.

В настоящее время буквально на наших глазах возникают новые науки (а также направления научной деятельности), требующие своего «места под солнцем», иной раз существенным образом меняются направления исследования многих «старых наук». Появились новые синтетические науки, такие как горная экология, экологическая геология, медицинская и рекреационная география.

Как показывает практика, проблемы, образующиеся на стыках различных наук, нередко приводят к прорывам в области научных знаний, имеющим важное практические последствия.

Стратегическая геология — типичный продукт интеграции наук, использующий методы и достижения, как наук геологического цикла и горных наук (прежде всего, горнопромышленной геологии, геометрии и квалиметрии недр), так и геополитики, синергетики, прогностики, кибернетики и социологии. Тесным образом она связана с управленческой наукой, стратегическим и инновационным менеджментом.

Когда поднимается вопрос о систематизации наших знаний или же о дифференциации и взаимодействии наук, а также о перспективах их развития, то невозможно избежать проблемы научного определения объекта и предмета каждой из затрагиваемых наук.

В связи с этим в качестве объектов в стратегической геологии выступают геологоразведочные организации и горнодобывающие предприятия, ресурсы и запасы полезных ископаемых, а также кадровый потенциал.

Предметом исследования стратегической геологии служат процессы и явления, а также экономические, организационные и правовые основы, являющимися условиями реализации геологической деятельности человека.

Иначе говоря, в область интересов стратегической геологии попадают внешняя и внутренняя среда деятельности геологоразведочных и горнодобывающих предприятий, законы, обеспечивающие эту деятельность, состояние минеральносырьевой базы страны и перспективы ее укрепления.

Основными задачами стратегической геологии являются:

1) восстановление авторитета, общественного признания и уважения в собственной стране предприятий отраслей минерально-сырьевого комплекса, являющихся фактически государствообразующими;

2) повышение устойчивости функционирования организаций геологической службы и предприятий минерально-сырьевого комплекса;

3) совершенствование нормативных документов, регулирующих методику разведки и геолого-экономической оценки месторождений с целью повышения качества оценки минерального сырья в рыночных условиях;

4) осуществление мониторинга состояния минерально-сырьевой базы для геолого-экономической оперативной переоценки месторождений;

5) разработка стратегически оправданной кадровой политики. Одна из главных опасностей заключается в отсутствии достойной смены высококвалифицированных специалистов, исчезновении научных школ по тем или иным направлениям;

6) выработка у работников стратегически оправданного поведения в производственной деятельности и обеспечения их геолого-стратеги-ческой компетенции в сфере национальной безопасности.

Несомненно, что политические, социальные, геополитические и экономические последствия успешного решения этих задач будут далеко идущими.

Приоритетными направлениями стратегической геологии должны стать вопросы собственности, стоимости запасов, информации и риска, национальной экономической безопасности.

Одной из важнейших задач является совершенствование геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, на основе которой возможна разработка оптимальных взаимоотношений собственника недр и их пользователей, эффективных систем финансирования геологоразведочных работ, совершенствование системы лицензирования и налогообложения.

Важны и вопросы кадровой политики, поскольку человеческий капитал наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленные богатства.

Чрезвычайно важны отбор, подготовка, постоянное обучение кадров. Большинству программ обучения недостает самого главного — соответствия современным требованиям. Если в прошлом веке геологи механически документировали геологические условия, вели буровые журналы, руководили опробованием и производили подсчет по бортовому содержанию, то теперь они должны обосновывать программы разведочных и подготовительных работ с учетом рентабельности и степени риска. К тому же их роль и принятие решений зачастую базируются на многих негеологических факторах, таких как технология добычи полезных ископаемых, экономика, политика, влияние горных работ на жизнь общества и др. В связи с этим для геолога необходимо постоянное расширение кругозора своих знаний.

К сожалению, сейчас превалирует мнение о том, что повышение квалификации — это издержки, а не капиталовложения, и это повышение только мешает людям сосредоточиться на настоящей работе. При этом бухгалтерская наука ничего не говорит о том, как учитывать стоимость человеческого капитала, а налоговое законодательство не стимулирует, если вообще допускает капитализацию расходов на повышение квалификации и подготовку кадров.

Также необходимо уделить внимание относительно забытой части технологии «социальной технологии», т. е. методам интеграции человека, организации и техники. Например, в Японии детям с ранних лет прививают навыки работы в группе и им постоянно говорят о важности образования. Данные факторы социализации, соединенные с навыками познания становятся мощной силой, формирующей образованного гражданина.

Принятие новой управленческой стратегии, приобретающей все более яркую социальную направленность, крайне необходимо России, «где даже управленцы высшего ранга до сих пор связывают ответы на трудные вопросы затянувшегося экономического кризиса с зарубежными кредитами, инвестициями, налоговыми сборами, а не с качеством социального управления, собственным неумением создать организационно-правовые механизмы, позволяющие действенно заинтересовать массы талантливых и предприимчивых людей, миллионы которых трудолюбивы, патриотичны и готовы строить новое будущее в своей собственной стране» [6].



Литература:

1. Воробьев А.Е. Открытие специальности «Предпринимательская деятельность в горном деле» — перспективный путь в подготовке современных горных инженеров. Материалы Международного симпозиума «Геотехнология: нетрадиционные способы освоения месторождений полезных ископаемых». М., УДН, 2003.

2. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., Экономика, 1991.

3. Зиннатулин М.З. О геологической и экономической эффективности геологоразведочных работ. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2003.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., Юристъ, 2003.

5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М., Юнити, 1998.

6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., Гардарика, 1999.