УДК 621.316.06.019.34.001.24
МЕТОД РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УЗЛОВ НАГРУЗКИ С УЧЕТОМ ОТКАЗОВ В СРАБАТЫВАНИИ ЗАЩИТНЫХ КОММУТАЦИОННЫХ АППАРАТОВ
А.П. Ковалев, В.П. Муха, О. А. Шевченко, В.В. Якимишина
//Наукові праці Донецького державного технічного університету. Серія:"Електротехніка і енергетика", випуск 41: Донецьк: ДонДТУ, 2002.-с. 107-113Донецкий национальный технический университет
Olga@elf.donntu.ru
Calculated formulas are suggested which allow to estimate frequency of emergency switching-off loading units taking into account refusal in operation protective switching devices. The example of calculation is given.
Предлагаемый метод расчета надежности восстанавливаемых систем электроснабжения отличается от существующих [1-5] тем, что кроме оценки отказов коммутационных аппаратов типа “обрыв цепи” учитывается еще и второй вид отказа – отказ защитного коммутационного аппарата в срабатывании при появлении коротких замыканий (КЗ) в зоне действия их релейных защит.
В виду того, что отказ защитного коммутационного аппарата типа “обрыв цепи” и отказ в срабатывании события независимые и несовместные, а также по-разному действуют на рассматриваемый узел нагрузки (секция шин либо отдельно взятый потребитель), для оценки надежности электроснабжения узла нагрузки составляются две логические схемы замещения.
В первой схеме замещения учитывается влияние отказов защитных коммутационных аппаратов типа “обрыв цепи”. Во второй схеме замещения учитываются такие отказы в срабатывании коммутационных аппаратов, которые влияют на частоту аварийных отключений рассматриваемого узла нагрузки.
Для элементов сети, защищаемых коммутационными аппаратами, учитываются два типа повреждений. Повреждения, приводящие к КЗ или однофазным замыканиям на землю (ОЗ).
Расчет и составление первой схемы замещения, где учитываются отказы коммутационного аппарата только типа “обрыв цепи” не вызывают затруднений [1-5].
Эквивалентный параметр потока отказов и восстановлений системы, состоящей из n логически последовательного соединения элементов (рис.1,а) определяются следующим образом (учитывается отказ защитного коммутационного аппарата типа “обрыв цепи”, а для защищаемого элемента поврежден
, (1)
, (2)
где - параметр потока отказов i-го элемента;
- параметр потока восстановлений i-го элемента;
k – номер эквивалентного элемента;
n – общее число логически последовательно соединенных элементов.
Эквивалентный параметр потока отказов и восстановлений системы, состоящей из m логически параллельного соединения элементов (рис.1,б) определяются по следующим формулам:
, (3)
, (4)
где - номер эквивалентного элемента;
m – общее число логически параллельно соединенных элементов.
Для оценки надежности сложных по структуре схем систем электроснабжения используются формулы переходов, [5].
Формулы переходов от соединения в виде логического “треугольника” к эквивалентному по надежности соединению в виде “звезда” (рис.1,в) :
,(5)
,
,
,
,
,
где - параметры потока отказов элементов, логически соединенных в виде “треугольника”;
- параметры потока восстановлений элементов, логически соединенных в виде “треугольника”;
- параметры потока отказов элементов, логически соединенных в виде “звезды”;
- параметры потока восстановлений элементов, логически соединенных в виде “звезды”.
Формулы переходов от соединения в виде логической “звезды” к эквивалентному по надежности соединению в виде “треугольника” (рис.1,г),[5]:
, (6)
,
,
,
,
.
Формулы справедливы при выполнении условий:
,
,
.
Рисунок 1 – варианты преобразования схем
Рассмотрим влияние отказов в срабатывании защитных коммутационных аппаратов на надежность узлов нагрузки (рисунок 2, секции шин I и II).
Пусть каждый элемент схемы (рис.2) характеризуется событием: – i-й элемент работает, в нем не наблюдается отказ j-го вида; - в i-м элементе произошел отказ j-го вида; - i-й защитный коммутационный аппарат работает и в нем не наблюдается отказ j-го вида; - в i-м защитном коммутационном аппарате произошел отказ j-го вида.
Каждое событие характеризуется параметром потока отказов - и параметром потока восстановлений - , где код i обозначает номер элемента в схеме, а код j обозначает вид отказов элемента (j=1– короткое замыкание; j=2 – замыкание на землю; j=3 – обрыв цепи; j=4 – отказ в срабатывании коммутационного аппарата). Для каждого элемента, входящего в схему, должно выполняться условие ; , где - интервал времени между профилактическими осмотрами i-той системы отключения коммутационного аппарата, в том числе и его релейной защиты.
Если известны параметр потока КЗ в зоне действия МТЗ защитного коммутационного аппарата - ; - интервал времени между профилактическими осмотрами i-той системы отключения коммутационного аппарата, в том числе и его релейной защиты; - параметр потока отказов системы отключения i-го коммутационного аппарата (эти отказы выявляются только в результате профилактических осмотров систем отключения выключателей и средств защиты); m- число коммутационных аппаратов, через которые прошел сквозной аварийный ток и привел в действие их релейные защиты, тогда параметр потока перерывов в электроснабжении узла нагрузки (системы шин I, рисунок 2) при КЗ в зоне действия релейных защит m-х защитных коммутационных аппаратов определяется по следующей формуле:
где s – индекс, который указывает на то, что учитываются только те отказы защитного коммутационного аппарата, которые приводят к отказу в срабатывании.
При выводе формулы (7) частоты аварийного отключения узла нагрузки в зависимости от параметра потока появления КЗ , параметра потока отказов в срабатывании защитного коммутационного аппарата, через который прошел аварийный сквозной ток и срока профилактики его системы отключения были приняты следующие допущения.
Устройства защиты могут выходить из строя только тогда, когда они находятся в режиме ожидания. Если к моменту возникновения повреждения в сети, на которое должна реагировать релейная защита, она находилась в исправном состоянии, то маловероятно, чтобы защита вышла из строя, находясь в режиме тревоги [7-10]. Отказы в схемах защиты выявляются и устраняются только в результате профилактических проверок. Предполагается, что проверки средств защиты абсолютно надежные.Под отказом в срабатывании средств защиты будем понимать такие отказы, которые могут привести к отказу коммутационного аппарата в срабатывании при повреждении элемента сети в зоне действия его релейной защиты.
В том случае, если сроки профилактики всех систем отключения коммутационных аппаратов будут одинаковы, т.е. , тогда формула (7) примет вид:
На практике достаточно учитывать только два совпадения, [3]: короткое замыкание в линии, отходящей от рассматриваемого узла (шина I, например точка j) и отказ в срабатывании коммутационного аппарата 1.
В этом случае секция шин будет отключена коммутационным аппаратом 2 (рис.2, m=1). Тогда параметр потока аварийного отключения секции I от КЗ в точке j можно определить по формуле:
где l – номер минимального сечения.
Рисунок 2- Принципиальная схема электроснабжения узла нагрузки
С помощью формулы (9) можно определить частоту аварийного отключения секции I и II (рисунок 2). Например, при КЗ в точке “К” и отказе в срабатывании коммутационного аппарата “r” секции шин I и II отключаются коммутационным аппаратом “m”.
Если нас интересует зависимость параметра потока аварийных отключений узла нагрузки (секция шин I, рисунок 2) от частоты появления КЗ в отходящих от секции I и II линий, надежности систем отключения защитных коммутационных аппаратов, сроков их профилактических осмотров, тогда
, (10)
где - параметр потока отказов в срабатывании l-го коммутационного аппарата при появлении КЗ в зоне действия его релейной защиты;
N – число коммутационных аппаратов, отказ в срабатывании которых (КЗ в зоне действия их релейных защит) приводит к отключению узла нагрузки (секция шин I).
На рисунке 3 приведены графики зависимостей параметра потока перерывов в электроснабжении узла нагрузки при КЗ в зоне действия релейных защит от параметра потока отказов системы отключения коммутационных аппаратов для разных значений параметра потока КЗ в зоне действия МТЗ защитного коммутационного аппарата (для m=1). Эти кривые позволяют определить параметр потока перерывов в электроснабжении узла нагрузки для разных значений и , а также для различных значений срока профилактики систем отключения коммутационных аппаратов.
Приведенные в работе формулы позволяют оценить надежность электроснабжения любого узла нагрузки при учете отказов в срабатывании коммутационных аппаратов.
Рисунок 3 – Зависимость параметра потока перерывов в электроснабжении узла нагрузки от параметра потока отказов в срабатывании коммутационных аппаратов для различных параметров потока КЗ в зоне действия релейной защиты коммутационного аппарата:
Кривая 1 - j =1/2=0,5 год-1 Кривая 2 - j =1/3=0,33 год-1 Кривая 3 - j =1/4=0,25 год-1 Кривая 4 - j =1/5=0,2 год-1 Кривая 5 - j =1/6=0,167 год-1 |
Кривая 6 - j =1/7=0,143 год-1 Кривая 7 - j =1/8=0,125 год-1 Кривая 8 - j =1/9=0,111 год-1 Кривая 9 - j =1/10=0,1 год-1 |
В работе [3] параметр потока отказов в срабатывании коммутационного аппарата определяется следующим образом:
, (11)
где - вероятность того, что выключатель не сработает при появлении КЗ в зоне действия релейной защиты;
- поток КЗ в зоне действия релейной защиты рассматриваемого коммутационного аппарата.
Для коммутационных аппаратов U=6-10 кВ - p=0,02, [4], а для U=115-230 кВ - p=0,0015, [3].
Пример: Определим вероятность перерыва в электроснабжении секции шин I в течение года ч. при учете отказа в срабатывании коммутационных аппаратов 5,6,7,8. Дана распределительная схема системы электроснабжения 6 кВ (рисунок 4). Параметры надежности элементов системы приведены в таблице 1. Проверки системы отключения коммутационных аппаратов вместе с релейной защитой (для выявления скрытых отказов, которые могут привести к отказу в срабатывании коммутационного аппарата) проводятся через ч.
Составим схему замещения, в которой учитываются отказы в срабатывании выключателей отходящих присоединений (рисунок 5).
Поток аварийных отключений секции шин I в результате КЗ в отходящих линиях и отказа в срабатывании соответствующих защитных коммутационных аппаратов определяется по формуле (9) с использованием данных таблицы 1.
Находим параметр потока отказов для первого минимального сечения (рисунок 5):
.
Расчет остальных минимальных сечений заносим в таблицу 2.
Таблица 1- Параметры надежности элементов схемы
№, k |
Код элемента |
Параметр потока отказов , год-1 |
№, k |
Код элемента |
Параметр потока отказов , год-1 |
1 |
0,156 |
5 |
0,061 |
||
2 |
0,101 |
6 |
0,061 |
||
3 |
0,221 |
7 |
0,061 |
||
4 |
0,184 |
8 |
0,061 |
Рисунок 4 - Принципиальная схема электроснабжения
Рисунок 5- Схема минимальных сечений при учете отказов в срабатывании коммутационных аппаратов
Таблица 2- Расчет значений
, год-1 |
, год-1 |
||
1 |
0,72 10-4 |
3 |
1,02 10-4 |
2 |
0,47 10-4 |
4 |
0,86 10-4 |
Используя формулу (10) определим частоту аварийного отключения узла нагрузки (секция 6 кВ, рисунок 4):
.
Вероятность перерыва электроснабжения секции шин 6 кВ за время 8760 ч (1 год) при учете отказов в срабатывании коммутационных аппаратов 5-8 определяется следующим образом:
.
Используя данные таблицы 1, формулу (11) и p=0,02 находим параметры потоков отказов в срабатывании коммутационных аппаратов 5,6,7, и 8 при появлении КЗ в зоне действия их релейных защит:
;
;
Частоту аварийного отключения секции шин 6 кВ определим пользуясь формулой (10):
.
Разница в результатах составляет:раза.
Вывод
Предложен новый метод расчетов надежности питания узлов нагрузки, который отличается от известных тем, что учитывает надежность системы отключения коммутационных аппаратов, срок их профилактики и частоту КЗ в зоне действия их релейных защит.
ЛИТЕРАТУРА