Ода женственности!
Природа одарила женщину естественной красотой. Сияющий взгляд, бархатный голос, шелковые волосы - все это делает нас неповторимыми. Разве может что-то быть красивее копны свободно рассыпанных по плечам волос? Пожалуй, только искусно уложенная коса, венчающая голову подобно короне. Коса во все времена была неизменным атрибутом женственности. Наши предки, древние славяне, заплетали девочке косу, когда она становилась девушкой, а у замужних женщин было принято носить две косы. С середины XX века коса была незаслуженно забыта, ведь женщине пришлось измениться, чтобы добиться успеха в обществе быстрых и сильных мужчин. И как же чрезвычайно приятно, что сегодня коса вновь набирает популярность и становится модной, ведь это значит, что женственность в исконном понимании возвращается в нашу жизнь!
Немного истории
Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.
Древний Египет
Египтяне в древности носили парики: тщательно заплетенные в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (первое "Каре"), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки. Парики из дорогостоящих материалов были достоянием жрецов, а впоследствии, и представителей господствующих классов.
В книгах Ветхого Завета говорится о значении наличия длинных волос для мужской красоты и силы. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы. Прекрасные волнистые женские волосы восхищали и наполняли сердца трепетной нежностью - вспомним вдохновенную "Песнь песней"... Облик царевича Авессалома - это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи - в кольца.
Древняя Греция
Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово "косметика" греческого происхождения и означает "искусство украшать". Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы.
Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически диадемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.
Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, "отцом истории" Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке.
Древний Рим
В императорском Риме очень высоко ценились светлые волосы и светлые парики. Не исключено, что белокурые красавицы из германских племен не давали покоя римлянкам. Знатные римлянки уделяли своей внешности огромное значение: косметикой они пользовались ежедневно, парикмахерское искусство достигло виртуозности, женские прически были замысловатыми. О них слагались стихи и писались злые эпиграммы. В моде была крутая завивка, которая затем еще и начесывалась. Тех, кто не мог похвастать роскошными волосами, выручали парики.
В римских термах рабы-косметы делали массаж тела патрициям, виртуозы-мастера, выполняя прически, соревновались в изобретательности. "Легче пересчитать желуди дуба, чем перечислить прически римлянок".
Было изобретено средство для изменения цвета волос: из темного - в светлый. Секрет изготовления не сохранился и не разгадан. В те времена римляне стали стричь волосы: мужчины носили аккуратные короткие стрижки, брили усы и бороду. Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками.
Европейское средневековье (V-XIV вв.)
В средние века зарождается культ Прекрасной Дамы, рыцарского служения ей, процветает любовная лирика. Вспомним, к примеру, роман об удивительной любви Тристана и Изольды, когда Тристан, увидев волос Изольды, принесенный ласточкой, воспылал к ней пламенными чувствами.
Благодаря поэтам, легко представить себе идеал женщины того времени: Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, почти бесплотной, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными. Замужние дамы должны были прятать волосы под покрывалом, чтобы только муж - господин и повелитель - мог любоваться их красотой. Непременным условием красоты были кудри. Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. "Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет", - реплика из средневековой пьесы.
Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным. Они носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство. Молодые девушки волосы также собирали аккуратно в косы, переплетали лентами и сверху укрывали накидками.
Мужской стиль - это гладко зачесанные назад и убранные в пучки волосы, свободно растущие борода и усы. Парикмахерское искусство в это время развития не получило.
Но в период конца позднего Средневековья головы женщин вновь начинают приобретать вид; напоминающий греческие прически. "Общество развивается циклично, и эти циклы повторяются" (философ Арнольд Той-би). После долгого средневекового поста начинается всеевропейский пир: "Декамерон" Бокаччо заменяет Библию; никто не живет без гороскопов, предсказателей - грядет эпоха наслаждения жизнью, эпоха Возрождения.
Эпоха возрождения (XIV-XVI вв.)
эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. "О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся", - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры...
Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.
Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской "Венере"). Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.
Эпоха стиля рококо (первая половина XVIII века)
…Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения.
В 1740 году поэт Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца Буше любовнице Людовика XV, госпоже де Помпадур:
Говоря откровенно, я ищу
Лишь изящество, грацию, красоту,
Мягкость, вежливость и веселость
- Словом, все то, чем дышит
Чувственность или игривость.
Все это без лишней вольности,
Под покровом, которого требует
Придирчивая добродетель.
На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась "пудреная прическа". Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем "маленькой женщины". Впоследствии (при Марии Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии.
Эпоха стилей ампир (1800-1815 гг.) и Бидермейер
(сер. XIX в.)
В 1800 году во Франции с приходом к власти Наполеона I появился стиль Ампир (т. е. империи), характерной чертой которого было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.
После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.
Период эклектики (2-я пол. XIX века)
Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды. Прически становятся проще, хотя сложные прически из длинных волос по-прежнему популярны до конца XIX-начала XX веков. Мужская мода конца XIX-начала XX веков представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную книзу.
Конец XIX века характеризуется достижениями технической мысли: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. В это время вошла в моду короткая, женская, геометрическая стрижка.
Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Женщина должна была широко шагать, ей нужна была удобная одежда и некогда было накручивать локончики. В моду входит новый образ - женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Это была революция. Все более сильное влияние на моду оказывает кино, тогда еще не умевшее говорить. Доживает свой век прежний идеал женщины, воплощенный в Лилиан и Дороти Гиш и, особенно, в Мэри Пикфорд, - наивные и невинные золотоволосые ангелы. Замысловатая прическа Мэри стала ее фирменным знаком. Выглядела она так: огромная масса волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов (два хранятся сейчас в Голливуде, в музее кино). Однако красота, воплощенная Пикфорд, начинает казаться старомодной. Появляется женщина-вамп. Двадцатые годы XX века - та редкая эпоха, когда, наконец-то, господство блондинок свергнуто. На экране и в жизни царят такие женщины, как Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини, - хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными в стиле "Каре" волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза. Все десятилетие прошло под знаком Греты Грабо с ее прекрасным лицом, словно "созданным из света и одиночества", и Марлен Дитрих.
В 40-е годы стиль женской одежды был огрубленным, военизированным. Но, как ни странно, в моде держались сложные прически с локонами до плеч и пышными коками надо лбом. Они пережили войну.
В предвоенные и военные годы в России безраздельно владычествуют блондинки: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Любовь Орлова.
В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей - истории прекрасных блондинок с "глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев". В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима "И бог создал женщину" кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, "Конский хвост", пышную "Бабетту" с начесом.
В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут "самой красивой женщиной мира", перекрашивается в блондинку. Это - Катрин Денев. "Она стала похожа на Бриджит Бардо", - писали журналисты.
В конце 60-х годов английский парикмахер Видал Сассун создает свою знаменитую демократическую стрижку. Спустя 25 лет он назвал ее личным вкладом в женскую эмансипацию. "Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой..." В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов, вплоть до седого, лилового, огненно-рыжего. 70-е годы приносят миру "химическую завивку". По-прежнему на моду влияют молодежные движения. В конце этого десятилетия в Лондоне появляются панки, шокирующие своим внешним видом. Прически панков походят на ощетинившихся ежей и дикообразов: растрепанные, торчащие в разные стороны неровные пряди, выкрашенные в дикие цвета.
Мода не отвергла стиль панков, но облагородила его. Девичьи головки стали украшаться стрижками "Каскад", вошли в моду и совсем короткие стрижки "Ежики".
В середине 80-х годов маятник моды качнулся в сторону женственности. "Что придет на смену раскрашенным в разные цвета и неряшливо разбросанным космам? Наконец-то возвращаются длинные волосы, бывшие столь любимыми и почитаемыми в прошлые времена. наконец-то женщины станут походить на женщин. Возвращаются локоны, букли, волны, плавно ниспадающие на плечи", - так восклицали мужчины в американском журнале в 1986 году.
Мягкость, женственность и естественность - три кита сегодняшней моды в прическах. Звучат и ностальгические нотки: модельеры любуются красотой женщины ушедших лет. Кроме стрижек предлагаются прически в стиле Марины Влади, Бриджит Бардо, Одри Хепберн...
Окраска волос достигла совершенства. Можно красить волосы хоть каждую неделю, как это делает супермодель Линда Эвангелиста, но помнить, что самый модный цвет - это тот, что дала нам природа…
«Волосы, заплетенные в косы, – гордость женщины, зависть соперниц и восторг у мужчин»
Как приятно, что сейчас снова возвращаются в моду подзабытые некогда косы – воплощение женственности и красоты! А какое количество новых идей сможет внести в это искусство современная наука и современные искусные мастера?! Даже представить сложно!
К слову, я тоже занимаюсь плетением кос, но опыт пока только на себе (что, кстати сказать, сложнее), потому что у большинства знакомых девушек волосы короткие…
Далее предоставляю вам возможность полюбоваться некоторыми отобранными мною произведениями.
Источники
Плетем косы. Самые модные прически из косичек
– Под ред. Е.Зуевской. – М.: Контент, 2011 г.- Форум
Локон
- LiveInternet
- Имидж Студия Fashion City