Назад в библиотеку


ВВЕДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ЕВРО 3 – ШАГ К УЛУЧШЕНИЮ
СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ ГОРОДА


Источник:Охорона навколишнього середовища та раціональне використання природних ресурсів – 2011 / Матеріали ХХI Всеукраїнська наукова конференція аспірантів і студентів. – Донецьк, ДонНТУ – 2011.

Руководитель: Л.В. Чайка


Современные города имеют два источника загрязнения атмосферного воздуха: промышленные предприятия и мобильный транспорт. Причем, в зависимости от категории и уровня промышленного потенциала города доля выбросов от мобильных источников изменяется в пределах 20-80 %. Необходимо также отметить, что максимум выбросов от мобильных источников приходится на автомобильный транспорт.

Во всем мире продолжаются процессы урбанизации, в результате которых увеличивается численность городского населения, в том числе и мигрирующего. Зависимость горожан от неудовлетворительной работы городского транспорта компенсируется увеличением числа автомобилей личного пользования. На рисунке 1 показана динамика прироста автомобилей в Украине за 8 последних лет.

Динамика прироста автомобилей по отношению к 2002 году

Рисунок 1 – Динамика прироста автомобилей по отношению к 2002 году

Если учесть тот факт, что доходы населения потенциально возрастают, то расширение автомобильного парка также объяснятся средним увеличением числа автомобилей на одну семью. Период 2008-2010 годов характеризуется резким снижением покупательской способности населения, что связано с ухудшением экономического положения в Украине, удорожанием топлива и повышением цен на автомобили.

Целью данной работы является изучение причин необходимости введения стандартов Евро 3 – 5 поколений и их роль в экологическом улучшении окружающей среды, особенно качества атмосферного воздуха.

Известно, что выбросы автотранспорта делятся на выхлопные и картерные. Первые зависят в большей степени от качества топлива, вторые – от конструкционных особеностей двигателей внутренего сгорания и других причин. Сравнительный анализ нормативной базы относительно выбросов в Украине и в Европе показывает, что импортируемые автомобили имеют несколько преимуществ перед отечественными:

  1. наличие кат-катализатора в выпускной системе;
  2. контроль эффективности работы катализатора, осуществляемый лямбда-зондом (датчик кислорода).

Благодаря этому, достигается уменьшение концентрации загрязняющих компонентов в выбросах автомобилей, тем самым снижается степень образования канцерогенов типа бенз(а)пирена, формальдегида и тяжелых металлов. Перечисленные загрязнители окружающей среды являются источниками раковых заболеваний городского населения, уничтожения отдельных видов растений и животных.

В Европе начиная, с 2009 года, уже действуют нормы Евро – 5. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика норм Евро-2 и Евро-5.


Таблица 1. – Сравнительная характеристика выбросов Евро-2 и Евро-5

Показатель Химическая формула Вид топлива
Дизельное Бензин
Евро-2Евро-5Евро-2Евро-5
Углерода оксид СО 1 0,5 2,2 1
Азота оксиды ( в перерасчете на NO2) x 0,5 0,18 0,06
Углеводороды CmHn 0,2 0,1
Твердые частицы С 0,08 0,005 0,005

Данные таблицы показывают, что переход к следующему Евро сопровождается ужесточением требований к выбросам, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве атмосферного воздуха.

В то же время отечественные автомобили выпускаются без внедрения инновационных конструкционных решений выпускной системы и блока управления двигателем. К тому же наблюдается «старение» автопарка, переоснащение которого практически не целесообразно и экономически не выгодно, а экологический ущерб от таких машин ощутимый.

Вторая проблема – несоотвествие качества бензина европейским стандартом не обеспечивает нормативный состав отработанных газов. Согласно литературным данным, бензины, полученые на нефтеперерабатывающих заводах Украины, в большинстве своем не отвечают даже Евро-3. Следует подчеркнуть, что введение норм Евро-2 на топливо продолжалось в течении двух лет. Введение требований Евро – 3 было обозначено на 1 января 2011 года, но по многим причинам срок перенесен на 1 июля 2011 года.

На основании сравнительного анализа нормативной базы следует отметить, что в преддверии чемпионата Европы по футболу ЕВРО-12, качество атмосферного воздуха для иностранных туристов имеет не последние значение. Следовательно, в Украине должны быть введены хотя бы нормативы Евро – 3. С точки зрения экологичности для решение данной проблемы необходимо осуществить следующие шаги:

  1. улучшить качества топлива;
  2. усовершенствовать конструкции двигателей внутреннего сгорания отечественных автомобилей;
  3. обновить автомобильный парк;
  4. изменить (внести изменения) нормативную базу.