Назад в библиотеку

Современные задачи радиобиологического и радиоэкологического образования

Автор: Кудряшов Ю.Б.
Источник: VI Съезд по радиационным исследованиям (радиобиология, радиоэкология, радиационная безопасность): Тезисы докладов. – Москва – 2010, Том 1, с. 8

За прошедшие годы после Чернобыльской катастрофы радиобиология и радиоэкология пополнились принципиально новым важнейшим фактическим материалом. Изучены медико-биологические последствия радиационной аварии, открыты и исследованы не известные ранее эффекты малых доз радиации на организм, разрабатываются научные основы для защиты от их действия. Радиоэкология, помимо проблем радиационного мониторинга окружающей среды, разрабатывает современные методы ведения хозяйственной деятельности, прежде всего, сельского хозяйства на загрязненных радионуклидами территориях.

Однако, несмотря на эти достижения, заметны явные противоречия в трактовке получаемых данных, приводящие к застою в области радиобиологического образования, к неверным выводам о современной послеаварийной ситуации. Речь идет о массовой радиобиологической и радиоэкологической безграмотности населения, в том числе чиновников, работающих в сфере атомной энергии. То же отмечается и в школьном и вузовском образовании. Не преодолена радиофобия или радиоэйфория населения в оценке радиационной безопасности. Еще более обозначилось расхождение в выводах о хроническом действии ионизирующих излучений в малых дозах и при низкой интенсивности. Например, из последнего совместного коммюнике ВОЗ и МАГАТЭ от 24.04.2009 г. вытекает, что территории, попавшие после аварии под радиоактивные осадки, больше не представляют никакой опасности для населения, а жителей достаточно успокоить практическими советами и убедить вернуться к нормальной жизни. Вместе с этим, в книге А. Яблокова, В. и А. Нестеренко Чернобыль: последствия катастрофы для людей и окружающей среды, представлены данные более 5000 работ, которые полностью противоречат итогам ВОЗ и МАГАТЭ.

Дезинформация и малограмотность должны быть преодолены кропотливым трудом по радиобиологическому образованию всех слоев общества, начиная с раннего возраста. В докладе приводятся доказательства фундаментальности радиобиологии, и оценивается ее вклад в развитие молекулярной биологии и биофизики. Обсуждаются также организационные меры совершенствования радиобиологического образования.