Назад в библиотеку

Выбор рациональной системы электропривода шахтных подъемных установок с помощью имитационных моделей

Авторы: А.В. Чермалых, к.т.н., доц., И.Я. Майданский, инж., И.С. Воробьева, студ.
Источник: Национальный технический университет Украины КПИ, г. Киев, пр. Победы, 37, 03057, г. Киев, Украина 

E-mail: ivanmaidansky@gmail.com

Аннотация

А.В. Чермалых, к.т.н., доц., И.Я. Майданский, инж., И.С. Воробьева, студ. – Выбор рациональной системы электропривода шахтных подъемных установок с помощью имитационных моделей Приводится сравнительный анализ результатов исследования режимов работы подъемной установки с помощью имитационных моделей двух наиболее применяемых систем: тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока и преобразователь частоты – синхронный двигатель. Оценены динамические показатели и получены энергетические характеристики на основе компьютерного моделирования рабочего цикла шахтной подъемной установки. Даны рекомендации по выбору одной из систем в качестве рациональной. 

Ключевые слова: имитационное моделирование, скоростные диаграммы, ПИД-регулятор скорости. .

Введение. На сегодняшний день как в научных изданиях, так и на сайтах фирм-производителей рекомендуются к использованию и предлагаются к внедрению различные системы электропривода для шахтных подъемных установок (ШПУ). При этом каждая из них обладает определенными достоинствами и имеет свои недостатки. В качестве аргументов приводятся такие факторы, как тип и мощность установки, влияние на сеть, динамические характеристики, экономические и энергетические показатели и т.п. 

Таким образом, выбор рациональной системы электропривода ШПУ должен основываться на сравнительном многокритериальном анализе оценок технических и экономических возможностей конкретного предприятия. 

С учетом технологической особенности работы шахтных подъемных машин для системы электропривода в качестве критериев оценки наиболее актуальными можно считать динамические показатели (точность отработки требуемой скоростной диаграммы за рабочий цикл) и энергетические характеристики (энергосберегающие аспекты).

Одним из способов, который может содействовать в решении вопроса выбора рационального автоматизированного электропривода ШПУ, является применение методов имитационного моделирования конкретной системы привода, что позволяет провести сравнительный анализ и сделать вывод о целесообразности применения того или иного варианта. 

Анализ предыдущих исследований. Данная работа посвящена исследованию режимов работы электропривода ШПУ с помощью имитационных моделей. В качестве базовых систем рассмотрены два варианта: на постоянном токе система тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д) и на переменном токе система частотного регулирования преобразователь частоты – синхронный двигатель (ПЧ-СД). 

Выбор таких объектов исследования обусловлен тем, что сегодня на рынке Украины и на территории стран СНГ именно такие системы электропривода в основном предлагаются к применению для ШПУ.

Данный материал является дополнением и продолжением ряда публикаций. Научные статьи посвящены вопросам синтеза имитационных (виртуальных) моделей рассматриваемых систем автоматизированных электроприводов. В работе на примере экскаваторного электропривода изложена методика исследования системы электропривод – механизм в целом. 

Цель работы. На основе исследования с помощью имитационных моделей режимов работы и сравнительного анализа электропривода ШПУ на базе систем ТП-Д и ПЧ-СД оценить преимущества и недостатки этих систем и дать рекомендации относительно выбора рациональной системы электропривода в целом. 

Материал и результаты исследования. Имитационные модели систем ТП-Д и ПЧ-СД синтезированы в среде MATLAB. Силовой канал реализован с помощью виртуальных блоков специализированного пакета расширения SimPowerSystem, а управляющий и информационный каналы построены на основе блоков основного пакета Simulink. 

Силовой канал системы ТП-Д (рис. 1) обеспечивает реверсирование скорости электродвигателя M с помощью двух вентильных групп в цепи якоря (подсистема UM). Задание требуемого напряжения и тока возбуждения двигателя реализует одна вентильная группа (UL). Схемы тиристорных групп – симметричные трехфазные мостовые. Питание преобразователи получают от сети переменного тока AC через токоограничивающие реакторы LFa, LFf. 

В цепи якоря система управления содержит блок задания требуемой скоростной диаграммы подъемной установки ER, задатчик интенсивности первого порядка AI-1 и цифровой ПИД-регулятор скорости AR. В системе использована одна отрицательная обратная связь по скорости двигателя с общим коэффициентом передачи Kw. Такая структура в настоящее время занимает доминирующее положение на рынке электротехнической продукции в области систем управления. 

В канале цепи управления возбуждением установлен блок задания номинального значения тока возбуждения EIf, использован аналоговый ПИ- регулятор тока возбуждения AAL и реализована отрицательная обратная связь по току возбуждения с коэффициентом передачи Kif. 

Имитационная модель электропривода шахтной подъемной установки по системе ТП-Д

Рисунок 1 – Имитационная модель электропривода шахтной подъемной установки по системе ТП-Д

Задание активного характера нагрузки, характерного для подъемной установки, обеспечивается с помощью подсистемы EMc. 

Рисунок 2 – Имитационная модель электропривода шахтной подъемной установки по системе ПЧ-СД

Рисунок 2 – Имитационная модель электропривода шахтной подъемной установки по системе ПЧ-СД

Канал управления реализован аналогично системе ТП-Д. 

Выводы. Результаты исследования показывают, что обе системы обеспечивают примерно одинаковые динамические показатели при отработке требуемой скоростной диаграммы ШПУ, однако с точки зрения энергетических характеристик система ПЧ-СД оказывается предпочтительнее системы ТП-Д.

Список использованной литературы

  1. Чермалых А.В., Майданский И.Я. Исследование на виртуальной модели режимов работы электропривода с ПИД-регулятором скорости // Промислова електроенергетика та електротехніка. “Промелектро”. – 2005. – № 6. – С. 27 – 33.
  2. Чермалых В.М., Чермалых А.В., Майданский И.Я., Кузнецов В.В. Исследование динамики и энергетических характеристик частотно- регулируемого синхронного электропривода методом виртуального моделирования // Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету імені Михайла Остроградського. – Кременчук: КДПУ, 2009. – Вип. 4/2009 (57), ч. 1.– С. 112 – 118.
  3. Чермалых А.В., Пермяков В.Н., Майданский И.Я. Исследование динамики экскаваторного электропривода с помощью виртуальных моделей // Вісник Кременчуцького державного політехнічного університету імені Михайла Остроградського. – Кременчук: КДПУ, 2008. – Вип. 4/2008 (51), ч. 1. – С. 48 – 52.